Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-222/2020 по апелляционной жалобе Коми республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Верховного Суда Республики Коми от 25 августа 2020 года, которым их административный иск об оспаривании постановления избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N 158/836-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия Коммунистическая партия социальной справедливости" (далее - Постановление) оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителей административного истца Коми республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - Пирогова И.М. и Чекуновой С.А, представителя административного ответчика избирательной комиссии Республики Коми - Тимофеевой Т.В, представителей заинтересованного лица политической партии Коммунистической партии социальной справедливости - Бартоша Р.А. и Скаковского А.А, заключение прокурора Капсамун И.С, установила:
постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года NVI-10/60 назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва на 13 сентября 2020 года.
Постановлением избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/836-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия Коммунистическая партия социальной справедливости", зарегистрирован список кандидатов указанной партии в количестве 51 человек (пункт 1).
Коми республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", чей список кандидатов в депутаты в количестве 54 человек зарегистрирован избирательной комиссией Республики Коми 17 июля 2020 года (постановление от 17 июля 2020 года N 148/766-6) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить обжалуемое Постановление.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что Постановление принято с нарушением требований действующего законодательства, поскольку выдвинутый избирательным объединением политической партией "Коммунистическая партия социальной справедливости" список кандидатов заверен подписью лица, не уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения. Также проверка подписей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, проводилась рабочей группой без привлечения эксперта и поэтому имеется необходимость проведения повторной проверки 661 подписи, подлежавших проверке избирательной комиссией, с привлечением специалиста в области почерковедения. Помимо 6 подписей, признанных недействительными избирательной комиссией, считает подлежащими признанию недостоверными и (или) недействительными ещё 40 подписей.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 25 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме, указав в обоснование требований о неверном установлении судом обстоятельств по делу.
Суть апелляционной жалобы сводилась к необходимости проведения повторного исследования всех 661 подписи избирателей на предмет их действительности (достоверности).
Заинтересованным лицом и прокуратурой Республики Коми представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители административного истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика и представители заинтересованного лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, комплект подлинных документов, представленный заинтересованным лицом в избирательную комиссию, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий избирательной комиссии Республики Коми; нарушений требований законодательства не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Законом Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
Пунктом 25 статьи 38 данного федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункты "б.1", "в.1").
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Уставом заинтересованного лица прямо не определено лицо, уполномоченное заверять список кандидатов по единому избирательному округу на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим полномочия определяются из иных положений устава политической партии.
В числе прочих документов, представленных для выдвижения списка кандидатов, представлен протокол XXII внеочередного съезда политической партии Коммунистической партии социальной справедливости от 2 июля 2020 года, согласно которому принято также решение о делегировании правлению политической партии Коммунистической партии социальной справедливости полномочий по решению иных вопросов, касающихся выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённое выше правовое регулирование, а также положения пункта 14.4 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 35, части 1, 2-1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N88-РЗ "О выборах и референдуме в Республике Коми", положения устава заинтересованного лица (пункты 7.4, 7.4.9, 7.5, 7.5.3, 7.5.10, 7.6, 7.6.3.1, 7.6.3.2, 7.6.3.3, 7.6.3.10, 7.6.3.12), пришёл к правильному выводу, что действия по заверению списка кандидатов председателем избирательного объединения "Политическая партия Коммунистическая партия социальной справедливости" ФИО16 не противоречат действующему законодательству и учредительным документам политической партии.
Исходя из этого, отсутствие специального решения уполномоченного органа избирательного объединения, уполномочивающего ФИО16 на заверение списка кандидатов, не могло являться основанием для отказа избирательной комиссией Республики Коми в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия Коммунистическая партия социальной справедливости".
Довод апелляционной жалобы о необходимости проведения повторного исследования всех 661 подписи избирателей на предмет их действительности (достоверности) также не является основанием для отмены обжалуемого судебного решения ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного закона.
На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В силу абзаца второго части 4 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" в случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума превышает 300, проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Для поддержки выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва требуется представить 3 307 подписей избирателей, максимальное количество подписей - 3 638.
Материалами дела подтверждается, что уполномоченным представителем избирательного объединения 28 июля 2020 года представлены документы для регистрации списка кандидатов, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов (представлены 10 папок, содержащие 3630 подписей избирателей).
Из акта случайной выборки подписных листов, составленного рабочей группой избирательной комиссии Республики Коми от 28 июля 2020 года, следует, что рабочей группой для проверки подлинности и достоверности подписей избирателей отобрана 661 подпись, что в процентном соотношении составляет 20 % от необходимого количества подписей избирателей.
В результате проведённой проверки избирательной комиссией Республики Коми признаны недействительными 6 подписей избирателей. Количество оставшихся достоверных подписей являлось достаточным для регистрации списка кандидатов избирательного объединения "Политическая партия Коммунистическая партия социальной справедливости".
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции проверил подписи избирателей, признанные избирательной комиссией недействительными, и пришёл к выводу, что 6 подписей признаны недействительными обоснованно.
В связи с чем, доводы о признании недействительными еще 40 подписей были справедливо отклонены судом первой инстанции в связи с отсутствием на то правовых оснований.
Поскольку недействительными признаны 6 подписей избирателей, что составляет менее 5% от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований для регистрации этого списка кандидатов, как соответствующего требованиям статей 33, 35, 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статьям 32, 35, 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".
Более того, в ходе судебного разбирательства проведено почерковедческое исследование специалистом-криминалистом ФИО18 на предмет подлинности подписей, содержащихся в подписных листах.
На основании справки об исследовании от 25 августа 2020 года, судом первой инстанции правомерно признаны недействительными ещё 3 подписи.
С учётом всех установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что у избирательной комиссии Республики Коми отсутствовали основания для отказа в регистрации списка кандидатов по мотиву нарушения подпунктов "б.1", "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67.
Относительно довода апелляционной жалобы, что эксперт при проведении исследования не руководствовался постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", судебная коллегия исходит из смысла предписаний пункта 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающих право избирательной комиссии привлекать к проверке подписных листов членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, избирательная комиссия обязана привлечь эксперта к проверке подписных листов в случае возникновения сомнений в достоверности и действительности подписей избирателей.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, у членов рабочей группы не возникало сомнений в достоверности подписей избирателей в отобранных для проверки подписных листах.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в абзаце втором пункта 79 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в суде первой инстанции административным истцом или иными участниками процесса ходатайство о проведении повторного исследования заявлено не было.
Ко всему прочему, вопреки доводам стороны административного истца, в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие достаточную квалификацию эксперта ФИО18 для проведения указанного исследования, а именно копия свидетельства на право самостоятельного производства судебных экспертиз N N указывающего на право производства ФИО18. почерковедческих экспертиз (том 1 л.д. 237, л.д. 237 (оборот)).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выводы являются обоснованными, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку представленных доказательств.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 27 августа 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Коми республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев, со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.