Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-223/2020 по апелляционной жалобе "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Верховного Суда Республики Коми от 27 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/839-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителей административного истца, "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Пирогова И.М, Чекуновой С.А, настаивавших на доводах жалобы, представителя административного ответчика, Избирательной комиссии Республики Коми Тимофеевой Т.В, возражавшей против доводов жалобы, представителей заинтересованного лица, "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" Скаковского А.А. и Бартош Р.А, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года NVI-10/60 назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/839-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу" (том 1, л.д.11-12) 6 августа 2020 года в 16 часов 31 минуту зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутый избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу, в количестве 39 человек (пункт 1).
"КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", чей список кандидатов в депутаты в количестве 54 человек зарегистрирован Избирательной комиссией Республики Коми 17 июля 2020 года в 11 часов 04 минуты (решение от 17 июля 2020 года N148/766-6) (том 1, л.д.9), обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/839-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу".
Административное исковое заявление мотивировано нарушением порядка заверения списка кандидатов избирательного объединения "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", поскольку соответствующие полномочия у Потемкина А.И, председателя политического совета регионального отделения партии, по мнению истца, отсутствуют. В протоколе общего собрания данного избирательного объединения отсутствуют персональные данные уполномоченных представителей, которые указаны в решении о назначении и согласии на осуществление деятельности уполномоченных представителей; отсутствует оттиск печати избирательного объединения.
Также истец ссылался на нарушение процедуры проверки подписей избирателей: по мнению истца, 32 подписи подлежат признанию недостоверными (в связи с их выполнением от имени одного лица другим); 100 подписей - недействительными (неверное указание календарного года, отсутствие указания в дате заверения листа уполномоченным представителем избирательного объединения, нечитаемость отдельных слов (фамилии избирателей), неполное указание даты рождения у избирателя в возрасте до 18 лет).
Решением Верховного Суда Республики Коми от 27 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме.
Участвующим в деле прокурором и заинтересованным лицом, "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" представлены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Избирательной комиссии Республики Коми; нарушений требований законодательства не установлено.
Судебная коллегия оснований для несогласия с данными выводами суда первой инстанции не усматривает.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённое выше правовое регулирование, а также положения пункта 14.4 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, статьи 35, части 1, 2-1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N88-РЗ "О выборах и референдуме в Республике Коми", положения Устава Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", принятого на Учредительном съезде Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" 10 марта 2020 года (далее Устав), в части, касающейся структуры партии и полномочий их руководящих органов (пункты 7.1, 6.1, 8.2.7, 8.4.9, 8.4.4, 8.4.10, 12.4), пришёл к правильному выводу, что действия по заверению списка кандидатов председателем политического совета Регионального отделения в Республике Коми Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" Потемкиным А.С. не противоречат действующему законодательству и учредительным документам регионального отделения политической партии.
Исходя из этого, отсутствие решения съезда и общего собрания "РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", а равно и иного решения уполномоченного органа избирательного объединения, уполномочивающего председателя политического совета регионального отделения Потемкина А.С, не могло являться основанием для отказа Избирательной комиссией Республики Коми в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу".
Компетенция председателя политического совета регионального отделения политической партии, которая определена в пунктах 8.4.4, 8.4.9, 8.4.10 Устава, позволяет ему представляет интересы регионального отделения и председательствовать на заседаниях, выдавать доверенности и подписывать документы регионального отделения партии в пределах своей компетенции.
В силу пункта 12.4 Устава, решение о выдвижении региональными отделениями Партии списка кандидатов в депутаты представительного органа государственной власти субъекта федерации принимаются на конференции (общем собрании) региональных отделений Партии.
В настоящем случае на таком заседании председательствующим являлся Потемкин А.И, заверивший список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу".
Такие действия не противоречат действующему избирательному законодательству, в силу чего у избирательной комиссии субъекта федерации отсутствовали основания ставить под сомнение правильность заверения списка кандидатов, выдвигаемого от регионального отделения партии.
Несоответствие представленных сведений о роде занятий и деятельности финансового уполномоченного избирательного объединения в заявлении о согласии осуществлять полномочия (статус: "безработная") и в решении общего собрания регионального отделения политической партии от 1 июля 2020 года (статус: временно "не работающая"), как верно указано судом, самостоятельным основанием для отказа в регистрации избирательного объединения, а равно и финансового уполномоченного, не является.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не подтверждена и обоснованность довода о документальном пороке заверения протокола Общего собрания "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу", состоявшегося 1 июля 2020 года. В частности, не подтверждена ссылка административного истца об отсутствии в указанном протоколе оттиска печати избирательного объединения, что прямо следует из протокола судебного заседания от 24 августа 2020 года.
Представленный в избирательную комиссию и материалы дела список кандидатов, вопреки утверждению административного истца, отвечает требованиям пункта 8 статьи 34, пунктов 14.1 и 14.4 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Обоснованно признаны несостоятельными доводы истца о необходимости проведения повторной проверки подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу".
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Основаниями для отказа в регистрации списка кандидатов являются: выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в случаях, когда для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" того же пункта).
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 названного федерального закона).
В силу абзаца второго части 4 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N88-РЗ в случае, если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума превышает 300, проверке подлежит 20 процентов от установленного данным законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого из кандидатов, каждого списка кандидатов по избирательному округу.
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 6.4 этой же правовой нормы, недействительными, среди прочего, признаются:
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признаётся недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Материалами дела подтверждается, что уполномоченным представителем избирательного объединения "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" Потемкиным А.И. 29 июля 2020 года представлены документы для регистрации списка кандидатов, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Так, представлены 10 папок, содержащихся по 100 бумажных листов в каждой, которые содержат 3 510 подписей избирателей, что согласуется с положениями частей 1.8, 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N88-РЗ.
В силу указанных правовых норм для поддержки выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва требуется представить 3 307 подписей избирателей, максимальное количество подписей - 3 638.
Из акта случайной выборки подписных листов, составленного рабочей группой Избирательной комиссии Республики Коми от 29 июля 2020 года, следует, что рабочей группой для проверки подлинности и достоверности подписей избирателей отобраны 661 подпись, что в процентном соотношении составляет 20 % от общего количества подписей избирателей, а именно:
- папка N1 полностью, - папка N3 с листами с 1-го по 91-й, - и первые 4 подписи на листе N92 папки N4.
Судом в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в избирательную комиссию для регистрации списка кандидатов избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" представлено достаточное количество подписей избирателей, все подписи в порядке случайной выборки проверены избирательной комиссией.
В результате проведённой проверки подписей избирателей избирательной комиссией субъекта федерации признаны недействительными следующие подписи, среди которых:
0 - недостоверных подписей, 21 - недействительная подпись, что от общего количества подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, избранных для проверки посредством случайной выборки, составляет в процентном соотношении менее 5% (3, 21%).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции проверил подписи избирателей, признанные избирательной комиссией недействительными, и пришёл к выводу, что 21 подпись признаны недействительными обоснованно.
Поскольку недействительными признаны 21 подпись избирателей, что составляет менее 5% от общего количества подписей, отобранных для проверки, довод о недостаточности подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов не подтверждён, соответственно, избирательная комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований для регистрации этого списка кандидатов, как соответствующего требованиям пункта 1 статьи 37, пункта 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, абзацу второму пункта 4 статьи 37 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N88-РЗ.
Судом в полном объёме исследованы представленные оригиналы подписных листов с конкретизацией выводов о возможности признания недействительными (недостоверными) отдельных подписей из содержащихся, вопросы о недействительности (недостоверности) которых ставились административным истцом.
Более того, в ходе судебного разбирательства проведено экспертное исследование на предмет подлинности подписей, содержащихся в подписных листах, с формулированием для эксперта вопроса, одним или различными лицами выполнены рукописные буквенно-цифровые записи в столбцах "фамилия, имя, отчество", "дата внесения подписи" в подписных листах, подлежавших проверке рабочей группой Избирательной комиссии Республики Коми.
Для производства первоначального экспертного исследования, состоявшегося в судебном заседании 25 августа 2020 года, эксперту ЭКО УМВД России по г.Сыктывкару Киселеву К.Л. представлены оригиналы подписных листов избирательного объединения "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", однако в силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты проведённого данным экспертом исследования не признаны надлежащим доказательством, имеющим признаки недопустимости ввиду не применения экспертом положений Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N128/986-6 (далее Методические рекомендации).
Факт не учёта и не применения положений, изложенных в положениях Методических рекомендаций подтверждён непосредственно показаниями самого эксперта ЭКО УМВД России по г.Сыктывкару Киселеву К.Л. в судебном заседании суда первой инстанции.
Отсутствие ссылки на применение специальной методики фактически означает неправильность и ошибочность (погрешность) сделанных экспертом выводов.
Поскольку в нарушение положений указанных Методических рекомендаций самостоятельное производство экспертного исследования проведено без учёта определённой в них специальной методики по производству почерковедческих исследований рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации, вывод суда о невозможности принятия в качестве доказательства результатов такого исследования представляется правильным.
Результаты повторно проведённого экспертного исследования, производство которого было поручено эксперту ЭКЦ УМВД России по Республике Коми Ивашину А.С, начальнику отдела традиционных криминалистических экспертиз ЭКЦ УМВД России по Республике Коми, которым такое исследование проведено с учётом Методических рекомендаций и по методике "Методика проведения почерковедческих исследований подписных листов избирателей", разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники Федеральной службы безопасности России и согласованной с соответствующими экспертными службами, утверждённой на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.
Результаты этого исследования отражены в справке об исследовании от 27 августа 2020 года N457.
В судебном решении дана надлежащая оценка данных результатов проверки подписей избирателей, осуществлённая компетентным экспертом-почерковедом; они правильно признаны достоверным и относимым доказательством, подтверждающим недействительность 5 подписей избирателей (Ларуковой Н.А, Малютиной Я.Р, Попова А.В, Подольской А.П, Рочева М.В.).
Выводы, изложенные в справке, с учётом правильности, обоснованности и целесообразности применения экспертом методики и рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, принятых в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства, конкретны и материалами дела не опровергаются.
Основания ставить их под сомнение отсутствуют.
Судебная коллегия учитывает, что пунктом 3.1 Методических рекомендаций установлен порядок проверки подписных листов.
В частности, данной нормой установлено, что почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям (Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов).
Судом установлено, что из общего количества подписей, отобранных для проверки, недействительными признаются всего 26 подписей, из которых 21 подпись ранее признана недействительной Избирательной комиссией Республики Коми, а недействительность 5 подписей подтверждена в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Таким образом, суд верно указал на то, что у Избирательной комиссии Республики Коми отсутствовали основания для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по единому избирательному округу" по мотиву нарушения подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Принимая во внимание, что количество достоверных подписей избирателей, представленных избирательным объединением "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ в Республике Коми Политической партии ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", составляет 3 484, а необходимое для регистрации выдвинутого им списка кандидатов количество подписей избирателей составляет 3 307 подписей, Судебная коллегия считает решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным.
Не является состоятельным довод жалобы о том, что экспертом Ивашиным А.В. при проведении исследования в нарушение требований пункта 3.1 Методических рекомендаций не проводилась разработка почерка, поскольку данный довод противоречит показаниям эксперта, данным им в судебном заседании 27 августа 2020 года в суде первой инстанции.
Доводы жалобы о допущенных избирательной комиссией нарушениях при проведении проверки подписей избирателей судебной коллегией отклоняются, так как не могут повлиять на правильность выводов о правомерности оспариваемого решения избирательной комиссии ввиду представления избирательным объединением достаточного количества достоверных подписей избирателей, что установлено судом по результатам проведённой в порядке, установленном пунктом 7 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, повторной проверки подписей избирателей, признанных частично недействительными избирательной комиссией.
Таким образом, обоснованность доводов административного иска не подтверждается, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, Судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.
Пи рассмотрении дела суд не допустил нарушений норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 27 августа 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.