Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о понуждении произвести текущий ремонт жилого дома
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") о возложении обязанности произвести текущий ремонт в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" а именно: восстановить отмостку (84 кв.м), отремонтировать 40 кв.м ограждающих конструкций внешних стен, окрасить и побелить отделочный слой (72 кв.м), восстановить цоколь (84 кв.м), отремонтировать внутренние стены (72 кв.м), деревянный пол (64 кв.м), лестничные марши и площадки (72 кв.м), заменить 100% окон на лестничных клетках и 100% входных дверей, прочистить дымовые ходы, отремонтировать кирпичную кладку, восстановить печные трубы. В обоснование заявленных требований истец указал, что учреждение в соответствии с приказом Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В указанном жилом доме проживают военнослужащие и члены их семей. Дому требуется текущий ремонт, который ответчиком не производится, чем создается реальная угроза жизни и здоровью названных лиц.
Протокольным определением Уссурийского районного суда Приморского края от 24 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность принять решение о проведении текущего ремонта жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Жуковского, д. 10а, и довести лимиты бюджетных средств до исполнения. На ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложена обязанность выполнить текущий ремонт в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", а именно: произвести ремонт отмостки (84 кв.м), ограждающих конструкций внешних стен (40 кв.м), восстановить (окрасить и побелить) отделочный слой (72 кв.м), произвести ремонт внутренних стен (72 кв.м), деревянного пола (64 кв.м), лестничных маршей и площадок (72 кв.м), заменить окна на лестничных площадках и входные двери, восстановить цоколь (84 кв.м), прочистить дымовые ходы, произвести ремонт кирпичной кладки и восстановить печные трубы в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что перечень объектов, подлежащих текущему ремонту, и объем таких работ устанавливается ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ как управляющей организацией. Полагает ошибочным вывод судов о том, что Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает финансирование проведения текущего ремонта, так наниматели жилых помещений вносят плату за текущий ремонт на лицевой счет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение не перечисляет собранные с нанимателей жилых помещений денежные средства за текущий ремонт Министерству обороны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчики не явились, представитель Минобороны России просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о причинах неявки не сообщил. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора, суды, руководствуясь статьями 209, 210 ГК РФ, статьями 46, 161, 162 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пунктом 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, исходили из того, что общее имущество многоквартирного дома по адресу: "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, при этом собственник имущества, а также уполномоченная им управляющая организация ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, необходимых мер по поддержанию имущества в надлежащем техническом состоянии не принимают, чем нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о несоответствии законодательству выводов суда об обязанностях министерства принимать решение о проведении текущего ремонта жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации противоречат приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 86, поэтому подлежат отклонению за необоснованностью.
Указание в кассационной жалобе на то, что Министерство обороны Российской Федерации не обеспечивает финансирование проведения текущего ремонта, не влечет отмену судебных постановлений.
В соответствии с пунктами 55-60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 N 86 текущий ремонт зданий проводится в соответствии планом, утверждаемым заместителем Министра обороны Российской Федерации в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году. В этой связи на Министерство обороны Российской Федерации верно возложена обязанность принять решение о проведении текущего ремонта многоквартирного жилого дома и довести лимиты бюджетных средств до исполнителя, а на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - обязанность по проведению ремонта названного здания.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным Министерством обороны Российской Федерации в суде первой и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, причин не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.