Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Бусарова С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении произвести текущий ремонт жилого дома
по кассационной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") о возложении обязанности произвести текущий ремонт в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований истец указал, что данный дом принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Управление домом осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, заключенного 26 сентября 2017 года с Министерством обороны Российской Федерации. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации дома, которому требуется проведение текущего ремонта.
Истец просил возложить обязанность на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ произвести текущий ремонт в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" а именно: отремонтировать отмостку здания по всему периметру, произвести замену деревянных рам с их остеклением на всех этажах лестничных клеток, произвести покраску лестничных маршей, ремонт кровельного покрытия.
Определением Уссурийского районного суда Приморского края от 1 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложена обязанность произвести текущий ремонт в жилом доме, расположенном по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пархоменко, д. 2а, а именно: произвести ремонт отмостки здания, замену оконных блоков на лестничных клетках всех этажей, покраску лестничных маршей, ремонт кровельного покрытия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, отказать в удовлетворении исковых требований военного прокурора и производство по делу прекратить. Указывает, что решение о проведении капитального ремонта принимается собственником дома, не определен порядок обеспечения указанных требований.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчики не явились. Представитель Министерства обороны РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о причинах неявки не сообщил. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора, суды, руководствуясь требованиями части 1 статьи 161 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ, пунктами 17, 18 Правил содержание общего имуществ в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, исходили из того, что управляющая организация ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ приняв на себя обязательства по содержанию и обслуживанию жилого дома, а также проведению текущего ремонта многоквартирного дома в рамках заключенного с Министерством обороны России договора от 26 сентября 2017 года, допускает бездействие по содержанию имущества Минобороны России, чем нарушаются жилищные права граждан, проживающих в указанном доме.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не наделено полномочиями по проведению текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 607, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), включая проведение текущего ремонта.
Ссылка на наличие предусмотренного законом порядка организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда МО РФ не свидетельствует о незаконности решения. При разрешении спора суды верно исходили из наличия доказательств о необходимости проведения текущего ремонта и из установленного факта нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непроведением ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ такого ремонта. Необходимость соблюдения порядка организации и проведения ремонта не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав граждан.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, причин не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.