Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Захарова Е.И. единолично, без проведения судебного заседания, рассмотрев частную жалобу Писаревского Т.М. на определение Красноярского краевого суда от 21 июля 2020 года по административному исковому заявлению Писаревского Т.М. об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края об итогах голосования по вопросу одобрения изменения в Конституцию Российской Федерации, УСТАНОВИЛ:
Писаревский Т.М. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края об итогах голосования на территории Красноярского кая по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Считает, что голосование на территории Красноярского края проводилось при участии избирательных комиссий, не наделенных законом полномочиями на обеспечение данного мероприятия.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 21 июля 2020 года административное исковое заявление Писаревского Т.М. было возвращено заявителю.
В частной жалобе административный истец просит определение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для вызова административного истца не находит.
Проверив представленное дело, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Суд первой инстанции, возвращая административное исковое заявление, посчитал, что исковые требования, связанные с обжалованием решения Избирательной комиссии Красноярского края не связано с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также с проведением референдума, в связи с чем не подсудны Красноярскому краевому суду и подлежат рассмотрению соответствующим районным судом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общероссийское голосование, предусмотренное Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"", а также Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не регулируется, поскольку имеет особую юридическую природу.
Однако, возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции не учел следующее.
Из содержания административного искового заявления следует, что Писаревский Т.М, ссылаясь на то, что избирательные комиссии не были наделены полномочиями на проведения голосования на территории Красноярского края по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, просит признать решение Избирательной комиссии Красноярского края об итогах общероссийского голосования на территории Красноярского края незаконным.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов организацией, которой настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая - либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами.
Результаты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации установлены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 июля 2020 года N 226/1888-7 "О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации".
Из части 10 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" следует, что подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Согласно пункту 12.10 постановления ЦИК России от 20 марта 2020 года N 244/1804-7 "О порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов об итогах голосования территориальных комиссий, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации не позднее чем через день после дня голосования.
Учитывая указанные положения закона, решение Избирательной комиссии Красноярского края об итогах общероссийского голосования на территории Красноярского края прав, свобод и законных интересов административного истца не затрагивает. К лицам, которым Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предоставлено право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц или публичных интересов, Писаревский Т.М. не относится. Отсутствуют и другие федеральные законы, наделяющие его таким правом.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как участник общероссийского голосования административный истец вправе оспорить решение комиссии на том участке, на котором он имел намерение принять участие в голосовании.
При таких обстоятельствах, в принятии административного иска следовало отказать, в связи с чем, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, и он подлежит отмене.
Доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании действующего процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Красноярского краевого суда от 21 июля 2020 года о возвращении административного искового заявления Писаревского Т.М. об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края об итогах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации отменить.
В принятии административного искового заявления Писаревского Т.М. об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края об итогах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Пятого апелляционного
суда общей юрисдикции Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.