Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей Ланиной Л.Е., Егоровой Ю.Г., при помощнике Чудиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. дело по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы на решение Тушинского районного суда г.Москвы от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, содержащийся в ответах от * в предоставлении Шевцовой Е* С* по договору купли-продажи комнаты N *, расположенной по адресу: *, по рыночной стоимости.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Шевцовой Е*С* договор купли-продажи комнаты N *, расположенной в тринадцатикомнатной коммунальной квартире по адресу: *, по рыночной стоимости, УСТАНОВИЛА:
Шевцова Е.С. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы в предоставлении по договору купли-продажи по рыночной стоимости свободной комнаты N * (10, 8 кв. м), расположенной по адресу: * обязать ДГИ г. Москвы заключить с Шевцовой Е.С. договор купли-продажи комнаты N 23 (10, 8 кв.м), расположенной в тринадцатикомнатной коммунальной квартире по адресу: *
В обосновании заявленных требований истец указала, что Шевцова Е.С. зарегистрирована и проживает совместно с дочерью в комнате N * площадью 13 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: *, принадлежащей на праве собственности ее дочери. Комната N * расположена в тринадцатикомнатной коммунальной квартире, в настоящее время является свободной и принадлежит на праве собственности г. Москве.
Начиная с 16 октября 2014 года по август 2017 года, истец обращалась в Департамент городского имущества г..Москвы с заявлениями о выкупе указанной комнаты. В письмах Департамента городского имущества г..Москвы от * истцу сообщено, что информация о спорной комнате как свободной в Департамент не поступала, в информационной системе Департамента сведения о свободном жилом помещении в коммунальной квартире, расположенной по вышеуказанному адресу, отсутствуют. В дальнейших письмах Департамента городского имущества г..Москвы сообщалось, что проводится комплекс мероприятий, направленный на получение документов, необходимых для включения жилого помещения в ресурс свободной площади Департамента, после чего вопрос о заключении договора купли-продажи данной комнаты будет рассмотрен. 14.09.2017 истец предоставила требуемые документы с целью выкупа свободной комнаты N * по договору купли-продажи в указанной коммунальной квартире, в том числе письменные отказы граждан, проживающих в данной коммунальной квартире, от преимущественного права покупки данной комнаты. Данные документы истца приняты Департаментом городского имущества г..Москвы в работу. Одновременно Департамент городского имущества г..Москвы пояснил, что жильцам указанной коммунальной квартиры будут направлены уведомления о преимущественном праве покупки комнаты N *, однако, такие уведомления жильцам коммунальной квартиры направлены не были. После обращений истца в апреле 2018 года Департамент городского имущества г..Москвы направил уведомления собственникам комнат коммунальной квартиры, дан ответ о том, что договор с истцом о покупке комнаты не может быть заключен, т.к. жильцами не получены уведомления о наличии свободной комнаты, а также собственники комнат Шевцова Л.В, Богданова А.И, Юдина Ж.В. должны заверить отказы от преимущественного права покупки комнаты нотариально.
На основании ответа из Департамента городского имущества г..Москвы от 24.01.2019 N * истец 04.02.2019 предоставила нотариально заверенный отказ ее дочери от реализации преимущественного права покупки данной комнаты, 12.02.2019 обратилась в Департамент городского имущества г..Москвы с целью указания даты заключения договора купли-продажи свободной комнаты в связи с истечением срока, предусматривающего получение ответов от жильцов на основании уведомлений ДГИ г..Москвы, о возможности реализации преимущественного права покупки свободной комнаты N *, и заключить с истцом договор купли-продажи указанной комнаты в соответствии с п. 10 приложения 5 постановления Правительства Москвы от 18.10.2018 N 1285-ПП, в чем было отказано на основании того, что дом N * подлежит сносу.
Шевцова Е.С. считает указанные решения ответчика незаконными, нарушающими ее право на выкуп спорной комнаты, которое она не может реализовать в течение 5 лет в связи с уклонением Департамента городского имущества г. Москвы в заключении договора купли-продажи свободной комнаты N * в коммунальной квартире путем несвоевременной регистрации права собственности и постановки в ресурс свободной площади Департаментом городского имущества г. Москвы данной комнаты, а также внесением данного жилого дома 01.08.2017 в программу реновации.
Истец Шевцова Е.С. и ее представитель по доверенности и ордеру адвокат Шевцова Л.В. в судебное заседание явились, иск поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Иванов А.А. возражал против удовлетворения исковых требований в связи с внесением вышеуказанного жилого дома в программу реновации и подлежащего сносу.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Департамента городского имущества г. Москвы, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Пожидаеву А.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. "к" ч. 1 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ЖК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Согласно ст. 38 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование, в том числе по договорам социального найма, или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях (часть 1).
При отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по договору социального найма или предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет (часть 2).
Жители города Москвы, проживающие в коммунальной квартире, имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление субсидии для приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого помещения в этой квартире, рассчитываемой в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом размера площади занимаемого жилого помещения (часть 4).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат (часть 6).
Жители города Москвы, желающие воспользоваться своим правом, установленным частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, должны в течение шести месяцев со дня получения уведомления от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы об освобождении жилого помещения подать соответствующее заявление в этот орган (часть 7).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1, 2 и 6 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется в установленном порядке жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, либо продается по рыночной стоимости (часть 8).
Судом первой инстанции установлено, что Шевцова Е.С. зарегистрирована в комнате N * в квартире по адресу: *
Согласно единому жилищному документу квартира по адресу: * является тринадцатикомнатной коммунальной квартирой, комната N * в вышеуказанной коммунальной квартире учтена как свободная. Из сведений, полученных из МФЦ районов Северное и Южное Тушино от 09.10.2019 N МФЦ * установлено, что зарегистрированные граждане в комнате N *, расположенной по вышеуказанному адресу, с августа 2013 года по октябрь 2019 года отсутствуют.
16.10.2014 истец впервые обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением N * о заключении с ней договора-купли продажи комнаты * 23 в указанной коммунальной квартире.
Письмом от 29.10.2014 N *в ответ на заявление истца о выкупе комнаты Департамент сообщил, что в настоящее время работа по оформлению договоров социального найма не закончена, в связи с чем, рассмотреть вопрос о предоставлении свободной комнаты по договору купли-продажи не представляется возможным.
В письме от 17.02.2015 N * в ответ на заявление истца о выкупе комнаты ДГИ г. Москвы указал, что информация об освобождении указанной комнаты из ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Южное Тушино не поступала, в связи с чем, рассмотреть вопрос о приобретении в собственность освободившейся комнаты не представляется возможным.
В письме от 01.08.2016 N *, поступившего из ДГИ г. Москвы в ответ на заявление истца о выкупе комнаты N *, следует, что в настоящее время жилая площадь как свободная в ДГИ г. Москвы не поступала.
В письмах от 16.08.2017 N * в ответ на заявления истца о выкупе комнаты и обращений в Правительство Москвы, Администрацию Президента РФ, ДГИ г Москвы сообщил, что в информационной системе Департамента сведения о свободном жилом помещении в коммунальной квартире, расположенной по вышеуказанному адресу, отсутствуют. В настоящее время проводится комплекс мероприятий, направленный на получение документов, необходимых для включения жилого помещения в ресурс свободной площади Департамента.
Как следует из письма от 01.09.2017 N * ДГИ г. Москвы направил истцу перечень документов, которые необходимо предоставить для заключения договора-купли продажи свободной комнаты N *. Исходя из ответа ДГИ г. Москвы от 17.10.2019 N *, от 17.10.2019 N *, выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.8.2017 N *, на жилое помещение (комната) N * в указанной коммунальной квартире зарегистрировано право собственности г. Москвы от 14.03.2016. Данная комната была учтена в ресурсе свободной площади от 04.09.2017 на основании справки об освобождении от 03.08.2017.
Согласно доводом истца и ее представителя, уклонение Департамента городского имущества г. Москвы от рассмотрения заявлений истца о выкупе по рыночной стоимости комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: *, фактически рассматривается как отказ в удовлетворении ее заявлений, полученных Департаментом городского имущества г. Москвы в период с 16.10.2014 по 05.08.2017, поскольку такие действия не предусмотрены Постановлением Правительства Москвы от 09.02.2010 г. N 104-ПП "Об утверждении Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы", действовавшего в указанный период времени.
В соответствии с п. 2.4 данного Регламента отказ в приеме и/или рассмотрении заявления и документов на оформление договора купли-продажи осуществляется в случаях:
1) отсутствия оснований для возникновения у гражданина права на выкуп свободного жилого помещения (доли в праве) в соответствии с законодательством;
2) обнаружения в представленных документах ошибок, незаверенных исправлений, неразборчивых записей и оттисков печатей;
3) наличии в документах ТБТИ отметок о не утвержденных в установленном порядке перепланировок, повлекших изменения в технической характеристике жилого помещения, либо иных условий, установленных законом, при которых не допускается выкуп жилых помещений;
4) представления неполного пакета документов в соответствии с пунктом 2.2 (пп. 1-7 - для граждан, желающих выкупить свободное жилое помещение; пп. 1-8 - для граждан, желающих выкупить долю в праве) и отказа заявителя от их представления.
В нормативных правовых актах Департамента городского имущества г. Москвы, изданных в рассматриваемой сфере деятельности, не определено понятие "ресурс свободной площади Департамента", не указан порядок, сроки и основания включения жилых помещений в данный "ресурс", отсутствует такое основание, как "отсутствие сведений в информационной системе Департамента о свободном жилом помещении в коммунальной квартире", содержащееся в вышеуказанных ответах ДГИ к отказу в приеме и/или рассмотрении заявления и документов на оформление договора купли-продажи в данном Регламенте.
В обоснование своих требований истец указала, что правоотношения с ДГИ г. Москвы возникли до 01.08.2017 в связи с направлением заявлений в ДГИ г. Москвы о выкупе комнаты N *, то есть, до внесения жилого дома, расположенного по адресу: * в программу реновации и подлежащего сносу.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что действия Департамента городского имущества г. Москвы являются необоснованным затягиванием сроков, установленных для заключения договора купли-продажи комнаты в коммунальной квартире, выражены в несвоевременной регистрации права собственности данной комнаты и постановке ее в ресурс свободной площади Департамента городского имущества г. Москвы, что противоречит ст. 54 Конституции РФ, ст. 59 ЖК РФ, п. 7 ст. 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ст. 4, 422 ГК РФ, Постановлению Правительства Москвы от 09.02.2010 г. N 104-ПП "Об утверждении Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы".
Оценив собранные по делу доказательства суд первой инстанции исходи из того, что в период с 16.10.2014 по 05.08.2017 ДГИ. г. Москвы уклонялся от заключения с истцом договора купли-продажи комнаты N * по рыночной стоимости путем обоснования своих действий, не предусмотренных в качестве оснований для отказа в выкупе комнаты, согласно вышеуказанному Регламенту, утвержденного Постановлением Правительства от 09.02.2010 г. N 104-ПП, а также путем несвоевременной регистрации прав на недвижимое имущество (свободной комнаты N 23), не внесения в течение длительного периода времени сведений о статусе данной комнаты в соответствующие информационные системы ДГИ г. Москвы, не предпринимал иных мер по проверке полученной информации в порядке межведомственного взаимодействия, поступившей от конкретного жильца - Шевцовой Е.С, зарегистрированной и проживающей в данной коммунальной квартире, и пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании отказа Департамента городского имущества г. Москвы, содержащегося в ответах от * незаконным, не соответствующим требованиям законодательства, нарушающим право истца на выкуп свободной комнаты N * в вышеуказанной коммунальной квартире по рыночной стоимости, возложив на ответчика обязанность заключить с Шевцовой Е.С. договор купли-продажи комнаты N *, расположенной в тринадцатикомнатной коммунальной квартире по адресу: *, по рыночной стоимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы представителя ответчика об отказе в заключение с истцом договора купли-продажи спорной комнаты в связи с внесением вышеуказанного жилого дома в программу реновации и подлежащего сносу не являются основанием для отмены решения, поскольку истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлениями о выкупе комнаты N 23 до вступления в силу Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве". При этом Департамент городского имущества г. Москвы не рассматривал заявления истца, нарушив порядок и сроки их рассмотрения в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства по независящим от истца обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не установлено является ли спорная комната для Шевцовой Е.С. освободившейся в порядке ч.3 ст. 59 ЖК РФ, судебная коллегия признает необоснованными и противоречащими материалам дела.
Так согласно Распоряжению Департамента городского имущества г. Москвы N * от 12.09.2014 года, Шевцова Е.С. с семьей вселена в общежитие по адресу: *, в 2007 году.
Согласно ответу МФЦ районов Северное и Южное Тушино от 09.10.2019 г. N * в спорной комнате с августа 2013 года по октябрь 2019 года отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане.
Таким образом, оснований полагать, что в данном конкретном случае судом первой инстанции не учтены положения ч.3 ст. 59 ЖК РФ не имеется.
Доводы апелляционной жалоб об отсутствии оценки рыночной стоимости спорной комнаты, судебная коллегия отклоняет, поскольку размер рыночной стоимости спорного жилого помещения не являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции в рамках настоящего спора.
Более того, Постановление Правительства Москвы от 18.10.2018 N 1285-ПП (ред. от 19.12.2018) "О порядке предоставления из жилищного фонда города Москвы освободившихся комнат в коммунальных квартирах, доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы" утвержден Регламент подготовки, оформления и выдачи Департаментом городского имущества г.Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности г.Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности г.Москвы; в соответствии с данным Регламентом Департамент городского имущества г.Москвы наделен правом определять выкупную стоимость жилых помещений, находящихся в собственности г.Москвы; выкупная цена спорного жилого помещения, в данном случае рыночная стоимость, подлежит определению при заключении договора купли-продажи.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.