Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, судей Кочергиной Т.В, Васильевой Е.В, при помощнике Левиной В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Дубровина Н.И. по доверенности Лясковского А.И. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дубровина Николая Ивановича к Департаменту городского имущества г. Москвы, об обязании включить в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании обеспечить во внеочередном порядке жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма жилого помещения - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Дубровин Н.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы, в котором просил обязать Департамент городского имущества города Москвы включить Дубровина Н.И. в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма; обязать ответчика обеспечить истца во внеочередном порядке жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма на территории города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.
В обоснование своих требований истец Дубровин Н.И. ссылался на положения ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", пункты 1-3 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", письма Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. N 8299-ГК "Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России", ст. ст. 14, 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку, по мнению Дубровина Н.И, истец имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании истец Дубровин Н.И. и его представитель по доверенности Лясковский А.И. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Шевкина А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Минстрой России по доверенности Лисютин М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Дубровина Н.И. по доверенности Лясковский А.И.
В заседание судебной коллегии истец Дубровин Н.И. и его представитель по доверенности Лясковский А.И, п редставители ответчика Департамента городского имущества города Москвы, третьих лиц Минстроя России, Министерства труда и социальной защиты РФ не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению сторон, третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств дела.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшей на дату постановки истца на учет по улучшению жилищных условий, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании ст. 57 ЖК РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как усматривается из материалов дела, согласно извещению Отдела жилищного обеспечения Управы Можайского района ЗАО г. Москвы N ***, Распоряжением Главы управы Можайского района ЗАО г. Москвы от 30.05.2003 г. N *** Дубровин Н.И. принят на учет нуждающихся в улучшении условий по договору найма по льготе по категории "несовершеннолетние узники концлагерей".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Пунктом 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Разрешая завяленные исковые требования, руководствуясь нормами действующего законодательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска и исходил из того, что у Дубровина Н.И. право на предоставление жилого помещения вне очереди отсутствует, поскольку в перечень лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, в связи с чем реализация права указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться вне очереди в соответствии с положениями вышеназванного Указа Президента Российской Федерации N714. При этом п риравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке.
Суд также принял во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", а также Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 г." межбюджетные трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.".
Поскольку ни одним из перечисленных в федеральном законодательстве о бюджете нормативным актом такая категория граждан, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не определена в качестве получателя социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, то на обеспечение указанной выше категории граждан денежные средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации перечислены быть не могут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Дубровина Н.И. по доверенности Лясковского А.И. повторяют правовую позицию истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается, На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г.Москвы от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Дубровина Н.И. по доверенности Лясковского А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.