Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-4210/2019 по апелляционной жалобе истца фио на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к наименование организации об обязании заключить договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, взыскании компенсации морального вреда - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к наименование организации об обязании заключить договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма
Требования искового заявления мотивированы тем, что он является собственником 2/3 доли в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060125:3, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: адрес. Собственником 1/3 доли указанного земельного участка является фио Истец обратился к ответчику с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, однако ответчик отказал в заключении договора ссылаясь на то, что истцом не предоставлено согласие на такое присоединение иных участников общей долевой собственности на земельный участок.
Не согласившись с данным отказом, истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебное заседание суда первой инстанции явился истец фио, который требования искового заявления поддержал в полном объеме.
В судебное заседание суда первой инстанции явилась защитник ответчика наименование организации по доверенности фио, которая против удовлетворения исковых требований возражала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, указывая на его незаконность и необоснованность.
В заседание судебной коллегии явился истец фио, который апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме.
В заседание судебной коллегии явилась защитник ответчика наименование организации по доверенности фио, которая против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение судом постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от дата N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 861 (далее Правил).
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
На основании подп. "г" п. 10 Правил, к заявке на технологическое присоединение прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
Следовательно, для выяснения наличия у обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица прав собственности либо иных законных прав в отношении данных устройств, сетевая организация имеет право запросить документы, подтверждающие наличие указанных прав у данного лица.
Из содержания п. 14 Правил следует, что под заявителем понимается физическое лицо, обратившееся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с п. 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более сумма при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно п. 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
Пунктом 16.1 Правил определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно подп. "а" и "г" п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Из системного толкования вышеприведенных требований Правил и ГК РФ следует, что договор технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт может быть заключен в целях удовлетворения бытовых нужд физического лица, который является собственником объекта капитального строительства или земельного участка, на котором располагается (будет располагаться) объект заявителя, при этом, для заключения такого договора заявитель обязан предоставить правоустанавливающий документ на объект своего имущества.
В соответствии ст. 131 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.
Судом установлено и из материалов дела следует, что дата фио в целях заключения договора технологического присоединения для удовлетворения бытовых нужд подана заявка N 3-17-00-913900/102 на присоединение земельного участка со строением, расположенного по адресу: адрес, максимальная мощность энергопринимающих устройств (ЭПУ) составляет 15 кВт. К указанной заявке приложены документы: копия выписки из ЕГРН на объект недвижимости - земельный участок по адресу: адрес. адрес, с кад. N 50:19:0060125:3, площадью 1000 кв.м, находящийся в общей долевой собственности, подтверждающей право собственности фио на долю в праве 2/3; копия свидетельства о праве на наследство по закону от дата (наследственное дело N 21/2016); план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям из Публичной кадастровой карты; копия свидетельства о рождении фио, паспортные данные; доверенность фио на совершение регистрационных действий на технологическое присоединение.
В ходе рассмотрения указанной заявки установлено, что земельный участок с кадастровым номером N 50:19:0060125:3, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: адрес, находится в общей долевой собственности, при этом фио принадлежит 2/3 доли.
Судом установлено, что дата не представлены документы, необходимые в силу ст.ст. 244-247 ГК РФ для заключения договора об осуществлении технологического присоединения указанного земельного участка: документ, подтверждающий право собственности фио на 1/3 долю земельного участка; согласие законного представителя несовершеннолетней фио (в случае, если она является собственником 1/3 доли земельного участка) на заключение договора об осуществлении технологического присоединения земельного участка между фио и наименование организации; копия надлежаще оформленной доверенности законного представителя фио
В материалы дела суду первой инстанции фио представлена доверенность от имени фио, которая уполномочивает его совершать регистрационные действия на техническое присоединение к электросетям.
Оценив представленную копию доверенности, суд первой инстанции признал ее ничтожной, поскольку из нее не усматривается согласие фио на заключение договора, кроме того, указанная доверенность не содержит даты ее совершения, в связи с чем, противоречит положениям п. 1 ст. 185 ГК РФ.
Как указал суд первой инстанции, непредставление истцом указанных документов, обусловленных однократностью технологического присоединения, установленной ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", а также долевой собственностью на земельный участок явились причиной отказа наименование организации фио в заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на указанном земельном участке.
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая то, что вопреки требованиям положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено объективных и достоверных доказательств, подтверждающих согласие фио на заключение договора технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на указанном земельном участке, а также доверенность, оформленная в соответствии с требованиями закона на заключение указанного договора, признав отказ наименование организации является законным и обоснованным, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем, в доводы апелляционной жалобы коллегия не принимает.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.