Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В, при ведении протокола помощником Меркуловым Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Герман В.В. по доверенности Буц Р.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 февраля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Герман В*В* к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на предоставление жилого помещения, признании решения незаконным, обязании отменить решение о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на жилищном учете, отказать, установила:
Герман В.В. обратился в суд с иском к ответчикам к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на предоставление жилого помещения, признании решения незаконным, обязании отменить решение о снятии с жилищного учета, обязании восстановить на жилищном учете.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является полковником запаса, 29 декабря 2000 года в период прохождения военной службы истец был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях. 17 июля 2006 года истец был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья приказом Министра обороны РФ от 17 июля 2006 года N 770. На дату постановки истца на жилищный учёт, а также на дату увольнения, семья истца состояла из 3 человек: истец, его супруга Г* и дочь Г*. Истец и члены его семьи совместно проживали в жилом помещении, общей площадью 34, 4 кв.м, расположенной по адресу: ***. Указанная квартира принадлежала им на праве совместной собственности с 1993 года. Истцу не было предоставлено жилое помещение ни в период с 2000 года по 2006 год, ни после увольнения истца с военной службы. 24 мая 2014 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ выдал истцу уведомление о распределении ему жилого помещения общей площадью 69, 8 кв.м, расположенного по адресу: ***. Однако заселиться в данное жилое помещение истцу не удалось, поскольку указанный дом не был сдан в эксплуатацию. Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 05 июля 2019 года N Р-12396/2019 истцу было отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, принимая данное решение, Департамент пересмотрел ранее вынесенное решение о предоставлении истцу жилого помещения и отказал в предоставлении жилого помещения со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях по причине того, что суммарный уровень обеспеченности общей жилой площадью на одного человека в семье истца в настоящее время превышает размер учётной нормы, установленный в г..Москве. В оспариваемом решении Департаментом было указано на то, что в августе 2015 года женой истца - Г* было приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 102, 1 кв.м, и данный факт увеличивает количество жилой площади, находящейся во владении членов семьи истца.
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать за ним право на предоставление жилого помещения в г. Москве из жилого фонда Министерства обороны РФ, признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 05 июля 2019 года N Р-12396/2019 в части снятия истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ отменить решение от 05 июля 2019 г. N Р-12396/2019 в части снятия истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, восстановить истца на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения с даты постановки на учёт, обязать Министерство обороны РФ предоставить истцу жилье в городе Москве с учётом права на дополнительную площадь.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Герман В.В, его представители по доверенности Буц Р.А. и Ломакина Т.Б. заявленные исковые требования, с учётом уточнений, поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности Пчелинцев С.В. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Пхалагов Ф.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Герман В.В. по доверенности Буц Р.А. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В заседание судебной коллегии истец Герман В.В. и его представитель по доверенности Буц Р.А. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Виноградов П.А. в заседании судебной коллеги возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ДЖО Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Герман В.В. является полковником запаса, 17 июля 2006 года был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья приказом Министра обороны РФ от 17 июля 2006 года N 770.
В период прохождения военной службы 29 декабря 2000 года истец был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
На дату постановки истца на жилищный учёт, а также на дату увольнения, семья истца состояла из 3 человек: истец, его супруга Г* и дочь Г*.
Истец и члены его семьи совместно проживали в жилом помещении, общей площадью 34, 4 кв.м, расположенной по адресу: ***. Указанная квартира принадлежала им на праве совместной собственности с 1993 года.
24 мая 2014 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ выдал истцу уведомление о распределении ему жилого помещения общей площадью 69, 8 кв.м, расположенного по адресу: ***.
По данным ЕГРН дочери истца Г* с 04 декабря 2007 года по 25 октября 2012 года принадлежало на праве собственности жилое помещение, общей площадью 56, 0 кв.м, расположенное по адресу: ***.
С 13 августа 2015 года супруге истца Г* принадлежит также на праве собственности жилое помещение общей площадью 102, 1 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 05 июля 2019 года N Р-12396/2019 истцу было отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая оспариваемое решение, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ указал на то, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека на момент принятия решения о постановке Германа В.В. и членов его семьи в 2000 году на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ в 2006 году, превышал размер учётной нормы, установленный в г. Москве (10 кв.м. на одного человека), в связи с чем оснований для принятия истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях в 2000 году не имелось.
Оценив представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 51, 56 ЖК РФ, п.п. 10, 16 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", суд первой инстанции пришел к выводу об об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку как на момент принятия на жилищный учёт в 2000 году, так и на момент увольнения истца из Вооружённых Сил РФ, уровень жилищной обеспеченности превышал размер учётной нормы, установленный в г. Москве, следовательно, законные основания для их обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ отсутствуют, соответственно оспариваемое решение ДЖО Министерства обороны РФ является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст.29 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на дату принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания) н уждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичные положения содержатся в ст.51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
С огласно ст. 55 ЖК РФ п раво состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Сог ласно ранее действовавшей ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.6 ФЗ от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, снятие с жилищного учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, может иметь место в случае, если ими утрачены основания, которые принимались во внимание при постановке их на жилищный учет.
Согласно п.10 " Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма " утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 " О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений " военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.16 Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
В соответствии с п.18 Инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на момент увольнения с военной службы в 2006 году и на момент принятия на жилищный учет уровень обеспеченности Германа В.В. и членов его семьи в составе из трех человек общей площадью жилого помещения на одного человека (34, 4 кв.м./3=11, 46 кв.м.) превышал размер учетной нормы, установленной в г.Москва (10 кв.м. на одного человека), равно как и размер учетной нормы, установленной в г.Мытищи (8 кв.м. на одного человек), то есть у семьи истца отсутствовали предусмотренные ст.29 ЖК РСФСР основания быть признанными нуждающи мися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими иных помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета. С учетом требований ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в 2015 году супругой истца было приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 102, 1 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Состав семьи истца на тот момент составлял 4 человека (Герман В.В, его супруга Г*, дочь Г* и внук Б*, 2014 года рождения).
Таким образом, уровень обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех имеющихся у них жилых помещений составлял 136, 5 кв.м, что превышало установленную в г.Москве норму предоставления (18 кв.м.) площади жилого помещения на одного человека (136, 5 кв.м./4 = 34, 12 кв.м.)
Истец Герман В.В. об улучшении жилищных условий своей семьи в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в установленном порядке не сообщал, что в свою очередь и повлекло оставление его в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы, тогда как семья истца утратила основания для предоставления жилого помещения.
С учетом данных обстоятельств, решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 05 июля 2019 года N Р-12396/2019 об отказе Герман В.В. в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, законно и обосновано.
Само по себе то обстоятельство, что истец не имеет жилого помещения по избранному месту жительства в г.Москве, в данном случае не имеет какого-либо правового значения для разрешения дела, поскольку в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих " жилые помещения по избранному месту жительства предоставляются только тем военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, которые являются нуждающимися в жилых помещениях, а на расчет уровня жилищной обеспеченности местонахождение подлежащего учету жилого помещения не влияет.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности фактически повторяют правовую позицию, изложенную истцом в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указанные доводы были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка применительно к положениям действующего законодательства, не согласиться с которой судебная коллегия не находит оснований. Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Герман В.В. по доверенности Буц Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.