Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при помощнике судьи Овчинниковой Д.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Рашкевича А.Г. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2019/2019), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Рашкевича А.Г. к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ N 10 по г.Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов отказать.
установила:
Истец Рашкевич А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, указав, что расчет пенсии ответчиком ему произведен неверно, чем нарушены его пенсионные права и причинены нравственные страдания.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не представил.
Представители ответчика ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области по доверенностям Пономарев А.А, Синицына А.А. в судебное заседание явились, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в заседание судебной коллегии не явился по вторичному вызову, ходатайств об отложении дела не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика по доверенности Пономарева А.А, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию
ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истцу была назначена трудовая пенсия по старости с 01.12.2003 г.
Решением Басманного районного суда города Москвы от 07 июня 2018 года, вступившим в законную силу, были частично удовлетворены исковые требования Рашкевича А.Г. и Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области обязано включить в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера Рашкевича А.Г. периоды работы с 26.08.1978 по 19.02.1979, с 20.02.1979 по 23.10.1980 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с 01 сентября 2017 года с учетом применения стажевого коэффициента 0, 58, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1, 7.
Из представленных ответчиком документов следует, что с 01.09.2017 г. истцу на основании указанного решения суда произведен перерасчет страховой пенсии по старости, страховой стаж составил 30 лет 01 мес. 15 дн, общий трудовой стаж на 01.01.2002 г. составил 28 лет 10 мес. 12 дн, в том числе на 01.01.1991 г. - 19 лет 08 мес. 09 дн, суммированный стаж работы в районах Крайнего Севера составил 15 лет 02 мес. 28 дн, заработная плата учтена за период с 01.06.1986 г. по 31.05.1991 г, ОСЗП составило 5, 767 при ограничении 1, 7, стажевый коэффициент - 0, 58 при 28 годах трудового стажа. Расчетный размер пенсии: 0, 58х1, 7х1671 = 1647, 61 руб, где 1671 - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления размеров пенсий, утвержденная Правительством РФ.
Пенсионный капитал на 01.12.2003 г. 253574, 76 руб. (1671, 61-450, 00)х 150 х 1, 41156, где 1, 41156 - коэффициент индексации пенсионного капитала с 01.01.2002 г. по дату назначения пенсии. Страховая часть пенсии на
01.12.2003 г. составила 253574, 76/150 = 1690, 50 руб.
Размер пенсии на 01.12.2003 г. составил 2 288, 52 руб, в том числе базовая часть пенсии - 598, 02 руб, страховая часть пенсии - 1690, 50 руб.
Размер пенсии на 31.12.2014 г. с учетом произведенной индексации составил 4 404, 91 руб.
Сумма страховых взносов за период с 01.01.2002 г. и до даты назначения досрочной пенсии по старости составил 0 руб.
Оценка пенсионных прав истца произведена по п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2010 г. ответчиком проведена валоризация, то есть переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года, до проведения которой пенсии в Российской Федерации рассчитывались, исходя из продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежит валоризации (повышению).
Коэффициент валоризации составил 29 при учтенных 19 годах трудового стажа истца. Сумма валоризации 1 277, 42 (253574, 76 х0, 296 150 х 2, 60568662947).
С 01.01.2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", расчет страховой пенсии на 01.01.2015 г. составил 8672, 87/64, 10=135, 302, где ИПКс=135, 302 балла, 8 672, 87 - размер страховой части пенсии по старости, исчисленный на 31.12.2014 г.
Размер страховой пенсии по старости на 01.01.2019 г. составил 19 805, 04 руб. (фиксированная выплата - 8001, 29, страховая пенсия 11 803, 75) ИПК = 135, 302 балла. При этом фиксированная выплата исчислена с учетом применения коэффициента 1, 5.
По результатам произведенного перерасчета доплата за период с 01.09.2017 г. по 30.04.2019 г. составила 140 024, 60 руб, которая перечислена истцу.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об нарушений в действия ответчика при расчете размера пенсии истцу и отсутствии оснований для перерасчета назначенной пенсии, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что расчет пенсии истцу производится по наиболее выгодному для него варианту, что подтверждается представленным сравнительным расчетом пенсии по п.3 ст. 30 и по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В данном случае истцу при установлении трудовой пенсии осуществлена оценка пенсионных прав по правилам пункта 3 статьи 30, то есть расчетный размер трудовой пенсии определен с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении. В то время как в пункте 4 той же статьи предусмотрена возможность исчисления таких периодов работы (деятельности) с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (соответственно, с применением формулы, установленной указанным пунктом).
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размеры пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются с 01 января 2015 года с учетом правил Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном п. 3 ст. 30 указанного Закона, за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности и не включается период учебы; либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 указанного закона, за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в двойном размере и включается учеба.
При этом к выплате устанавливается больший размер. Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.
Периоды учебы ст. ст. 10 и 11 закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрены в качестве периодов, включаемых в страховой стаж, военная служба включается по фактической продолжительности (календарно).
Под страховым стажем, исходя из положений ст. ст. 2, 11 и 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, его величина не влияет на размер трудовой пенсии.
Понятие общего трудового стажа применяется в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (п. 2, 3 и 4 ст. 30).
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию
ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
При варианте расчета пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ значение имеет стажевой коэффициент и общий трудовой стаж, куда не включены периоды учебы; по п. 4 ст. 30 значение имеет стажевой коэффициент и общий трудовой стаж, куда периоды учебы засчитываются в качестве иной общественной полезной деятельности. При этом в каждом случае военная служба учитывается календарно.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что расчет пенсии истцу по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ произведен как более выгодному для пенсионера, является верным, основанным на правильном применении норм материального права.
Не установив в действиях ответчика каких-либо нарушений прав истца, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, которым дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании подлежащего применению законодательства, что не может послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рашкевича А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.