Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Павловой И.П, судей Анашкина А.А, Фурс Е.Н, при помощнике Тереховой А.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой И.П. дело по апелляционной жалобе представителя истцов Мироновой А.В, Харкевич А.А. по доверенности Стремоуховой А.Л. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Мироновой А.В, Харкевич А.А. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на земельный участок и жилой дом отказать, установила:
Истцы Миронова А.В, Харкевич А.А. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы, в котором просили признать за Мироновой А.В. - право собственности на 67/100 долей в праве на дом по адресу: г. Москва, ул. Каскадная, д. 32 общей площадью 240, 2 кв. м, за Харкевичем А.А. - право собственности на 33/100 долей в праве на дом по адресу: г. *** общей площадью 240, 2 кв. м, признать за Мироновой А.В. - право собственности на 67/100 долей земельного участка при доме * по адресу*** общей площадью 4880 кв.м, признать за Харкевичем А.А. - право собственности на 33/100 долей земельного участка при доме * по адресу: ***, общей площадью 4880 кв.м.
Требования мотивированы тем, что они пользуются, владеют домом площадью 240, 2 кв м и земельным участком при нем, по адресу: ***. Миронова А.В. является собственником 67/100 долей дома с 11 марта 1995 года на основании свидетельства о праве на наследство. Харкевич А.А. является собственником 33/100 долей дома с 12 июля 1991 года на основании договора дарения. Ранее указанным имуществом владели родственники истцов. Изначально домовладение состояло из жилого дома общей площадью 36, 8 кв. м, жилой площадью 27, 8 кв. м и надворных построек, возведенных на участке. В 1976 год прежними собственниками домовладения возведены комнаты А1 и А2, мансарда "а". В 1995 году истцы провели реконструкцию дома, общая площадь увеличилась до 240, 2 кв. м. Истцы проживают в данном доме. Миронова А.В. зарегистрирована по месту жительства. Иного жилья не имеет. Истцы принимают меры по сохранению дома, защите от посягательств и притязаний третьих лиц, содержат дом в чистоте и порядке, следят за состоянием систем водоснабжения, отопления и т.п, оплатили и продолжают оплачивать налоги. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания согласно части 1 статьи 25 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество". Дом стоит на кадастровом учете, кадастровый номер ***, истцам ИФНС выставляет ежегодно налоги на имущество, которые исправно оплачены. Однако, в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях. Истцы обратились через МФЦ в Управление Росреестра города Москвы с заявлением о регистрации права собственности дома и земельного участка. На текущую дату регистрация приостановлена.
На консультации в Департаменте городского имущества города Москвы сообщено, что в связи с изменением площади дома необходимо предоставлять дополнительные документы, в том числе на право собственности земельным участком, в то же время право собственности на земельный участок нельзя оформить без наличия документов, подтверждающих право собственности на дом. Также имеются ссылки на возведение самовольной постройки истцами. Однако, площадь дома увеличивалась постепенно, с 1978 года и в настоящее время дом соответствует требованиям безопасности, не создает препятствий и угроз близлежащим строениям, людям. Истцы имеют документы, которые доказывают возникшее у них право собственности на дом и земельный участок по закону свыше 15 лет назад, ранее родственники истцов пользовались, владели и распоряжались указанным имуществом с 30-х годов 20 века. Границы земельного участка, при доме * по адресу: *** огорожены забором, споров по границам земельного участка отсутствуют.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Правительства г. Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ГБУ "МФЦ" в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель истцов по доверенности Стремоухова А.Л, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств.
Истцы Миронова А.В, Харкевич А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ответчик ДГИ г. Москвы, третье лицо Управление Росреестра по г. Москве представителей не направили, извещены, в связи с чем в силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
Установив по делу фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования и которые явились предметом судебной проверки, что нашло отражение в мотивировочной части решения, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что Миронова А.В. является собственником 67/100 долей дома
площадью 36, 8 кв.м, расположенного по адресу: *** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от *** года.
Харкевич А.А. является собственником 33/100 долей дома
площадью 36, 8 кв.м, расположенного по адресу: *** на основании договора дарения от 12 *** года.
Из представленного кадастрового паспорта на жилой дом следует, что в настоящее время площадь жилого дома составляет 240, 2 кв.м. Жилой дом поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер ***
Сведений о постановке земельного участка на кадастровый учет суду не представлено.
В соответствии с п.9.1 Федерального Закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального Закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным Законом РФ от 23.6.2014 г. N171-ФЗ была введена глава V.1 Земельного Кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.39.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.07 г. N 48 "О землепользовании в городе Москвы" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г. (с 01.01.2017 г. регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. При этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии со ст.25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществлялась с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (см. текст в предыдущей редакции)
Согласно п.7 государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
С 01.01.2017 г. отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. При этом порядок регистрации права долевой собственности определяется способом приобретения и моментом возникновения права.
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации права возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом. Согласно п. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, связывая момент возникновения вещных прав на недвижимость с моментом государственной регистрации права, гражданское законодательство допускает установленные законом исключения из этого правила (при регистрации ранее возникшего права, при наследовании, при возникновении права в различных потребительских кооперативах и т.п.).
В случае если право возникает с момента регистрации, то все сособственники должны одновременно подать заявление о регистрации права общей собственности. Если же право возникает не с момента регистрации (при регистрации ранее возникшего права, при наследовании), то каждый из сособственников может обратиться за регистрацией своей доли в праве независимо от остальных участников общей долевой собственности.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (п. 9 ст. 3) признал, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, т.е. права, установленные вышеуказанными документами являются ранее возникшими.
Государственная регистрация ранее возникших прав, в том числе и права общей долевой собственности, может осуществляться каждым из участников общей долевой собственности на соответствующую ему долю в праве собственности на объект недвижимости, независимо от обращения других сособственников.
Руководствуясь указанной нормой, ранее возникшим правом собственности на земельный участок обладают лица, бывшие собственники дома, которым лично предоставлялся (закреплялся) земельный участок.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.214 ГК РФ, а также ч.1 ст.16 ЗК РФ, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, является государственной собственностью. В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", (пункт 26), разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Самовольной постройкой может быть жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, оценив доводы истцов, а также собранные по делу доказательства, суд первой инстанции признал доводы истцов несостоятельными и не являющимися основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на земельный участок, поскольку сведений о постановке земельного участка по адресу: Москва ул. Каскадная д.32 на кадастровый учет не имеется, соответственно, земельно-правовые отношения с истцами, а также их право предшественниками на указанный земельный участок не оформлялись, что свидетельствует о том, что данный земельный участок не является объектом права и на него не может быть признано право собственности.
При этом, суд первой инстанции учел, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого или постоянного (бессрочного) пользования, до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, т.е. до 30.10.2001 г, осуществляется в соответствии со ст. 49 Закона о недвижимости. Документом, подтверждающим предоставление такого земельного участка и являющимся в соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о недвижимости основанием для государственной регистрации права собственности, являются:
- акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
При этом, представление в Управление документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение не требуется, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о недвижимости порядке.
Однако, ни один из указанных документов не представлен, равно как не имеется надлежащих документов, устанавливающих или удостоверяющих право прежнего собственника указанного жилого дома на земельный участок.
Разрешая исковые требования о признании права собственности на жилой дом суд первой инстанции также не нашел оснований для удовлетворения иска, поскольку в судебном заседании суда первой инстанции установлено, что реконструкция дома осуществлена самовольно, без получения разрешения на строительство, сведений о создании до начала строительства проектной исходно-разрешительной документации на реконструкцию (увеличение площади дома) не представлено, по окончании строительства постройки не сдавались и не вводились в эксплуатацию.
Таким образом, реконструктивные работы, в результате которых изменилась площадь дома, были проведены с нарушением требований законодательства в области градостроительной деятельности без получения в установленном порядке разрешения на реконструкцию.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что суду не представлено бесспорных, допустимых доказательств того, что истцы (либо их правопредшественники) предпринимали надлежащие меры к легализации пристроек, в частности к получению разрешения на реконструкцию и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также не доказано, что при возведении пристроек не было допущено нарушений градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, и как следствие этого отсутствует угроза жизни и здоровью граждан, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о надежности и безопасности возведённых пристроек.
Суд первой инстанции, разрешая данное дело по существу в отсутствие доказательств соблюдения истцом при возведении пристроек градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, отвечающих критериям относимости и допустимости (статьи 59 и 60 ГПК РФ), отметил, что не допустимо исходить из предположения о соблюдении при строительстве спорного объекта норм и правил, принимая на себя риски наступления неблагоприятных последствий.
При принятии решения суд первой инстанции также учел, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, однако, земельно-правовые отношения в отношении земельного участка, на котором возведены пристройки не оформлены, данный земельный участок как объект правоотношений отсутствует.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, стороной истцов в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, правовых оснований для признания за истцами права собственности на земельный участок и строения у суда первой инстанции не имелось.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
При этом несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям ст.ст.56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.