Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Мошечкова А.И, Зельхарняевой А.И, при помощнике Патове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-271/20 по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 24 января 2020 г, которым постановлено:
Исковые требования Горохова Николая Владимировича к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа, обязании заключить договор социального найма удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы от 7 февраля 2017 г. в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить с Гороховым Николаем Владимировичем договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, включив в договор в качестве членов семьи нанимателя Горохову Нину Захаровну и Горохова Дмитрия Николаевича, УСТАНОВИЛА:
Горохов Н.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа 7 февраля 2017 г..в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, обязании заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещением с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя Гороховой Н.З. и Горохова Д.Н, мотивируя требования тем, что он с супругой зарегистрирован в спорном жилом помещении и фактически в нем проживают с 6 августа 1974 г..по настоящее время, также в указанной квартире с самого рождения 5 июня 1990 г..проживает их сын Горохов Д.Н. Квартира N 41 по адресу: *** была предоставлена ему и членам его семьи в 1974 году в качестве служебного жилья на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Тушинского районного Совета депутатов трудящихся от 10 июня 1974 г..в связи с работой в конторе механизированной уборки Тушинского РЖУ. Иного жилья в собственности истца Горохова Н.В. не имеется, спорная квартира является муниципальной собственностью г..Москвы. 23 июля 2017 г..истец обратился в Департамент с заявлением по вопросу заключения договора социального найма на указанное жилое помещение, однако ему было отказано в связи с отсутствием стажа работы в организациях, финансируемым за счет средств бюджета г..Москвы, 10 и более лет. Отказ ответчика в заключении договора социального найма на спорную квартиру лишает истца законного права пользования жилым помещением по договору социального найма, не основан на законе, поскольку истец и члены его семьи на законных основаниях были вселены в жилое помещение. При переходе в собственность г..Москвы к спорному жилому помещению приравнивается правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем истец имеет право на заключение с ним договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Сам по себе факт отсутствия нормативно-правового акта, регламентирующего порядок заключения договора социального найма на жилое помещение, которое ранее являлось служебным, не может служить основанием для отказа в закреплении за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Горохов Н.В, Горохова Н.З, Горохова Д.Н. и их представитель Маначинский В.Р. в судебном заседании поддержали иск.
Представитель ответчика Чистова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы просит решение суда отменить, как незаконное по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 60, 4 кв.м, жилой площадью 38, 6 кв.м, расположенную по адресу: ***.
Данная квартира по служебному ордеру от 11 июля 1974 г. N 041085 Тушинского исполкома была предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения на основании решения исполкома от 10 июня 1974 г. N 25/13 как работнику конторы механизированной уборки Тушинского РЖУ.
В указанной квартире по месту жительства постоянно зарегистрированы с 6 августа 1974 г. Горохов Н.В, Горохова Н.З, их сын Горохов Д.Н с 5 июня 1990 г. по настоящее время.
7 февраля 2017 г. Департамент городского имущества г. Москвы направил истцу письменный отказ NДГИ-гр-5096/17-1 в заключении договора социального найма, поскольку его стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, составляет менее 10 лет.
В то же время, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
Пунктом 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, переданных в ведение органов местного самоуправления, предполагает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт передачи служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
С учетом вышеизложенного и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 мая 2013 г. по делу N 5-КГ13-18, к спорным отношениям не применимы положения Постановления Правительства Москвы от 5 августа 2018 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", устанавливающего требования к стажу работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета Москвы, поскольку изначально на момент предоставления спорная служебная квартира собственностью города Москвы не являлась, а относилась к государственной собственности.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного вышеуказанным Постановления Правительства Москвы от 5 августа 2018 г. N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Москвы, десять и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Москвы, десять и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению (п.1.1).
Из трудовой книжки истца следует, что его стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Москвы, составляет более 10 лет.
Исходя из изложенного, районный суд пришел к правомерному выводу о том, что отказ Департамента городского имущества г. Москвы в заключении с истцом договора социального найма занимаемого жилого помещения является незаконным.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Д оводы апелляционной жалобы ДГИ г. Москвы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем, у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 24 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.