Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Чернышовой Е.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-998/2020), которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области от 23.05.2019 в части не включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Чернышовой Е.В. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы с 09.08.1984 г. по 11.02.1988 г, с 16.02.1988 г. по 23.02.1994 г, 06.09.1994 г, с 15.10.2002 г. по 20.04.2004 г, с 22.05.2004 г. по 22.04.2005 г, с 24.02.1994 г. по 05.09.1994 г, в календарном исчислении периодов с 09.07.1984 г. по 08.08.1984 г, с 21.04.2004 г. по 21.05.2004 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области включить в стаж Чернышовой Е.В. на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы с 09.08.1984 г. по 11.02.1988 г, с 16.02.1988 г. по 23.02.1994 г, 06.09.1994 г, с 15.10.2002 г. по 20.04.2004 г, с 22.05.2004 г. по 22.04.2005 г, с 24.02.1994 г. по 05.09.1994 г, в календарном исчислении периоды с 09.07.1984 г. по 08.08.1984 г, с 21.04.2004 г. по 21.05.2004 г.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истец Чернышова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России N 8 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. С данным решением ответчика истец не согласна. В связи с чем, просила обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж периоды работы в календарном исчислении с 01.09.2006 г. по 17.10.2019 г, с 09.07.1984 г. по 08.08.1984 г, с 21.04.2004 г. по 21.05.2004 г, с 24.02.1994 г. по 05.09.1994 г, с 01.09.1981 г. по 04.07.1984 г, в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы с 15.10.2002 г. по 20.04.2004 г, с 26.04.2005 г. по 14.07.2006 г. и назначить досрочную страховую пенсию с 23.05.2019 г.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Фомина Л.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Поляков М.И. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Истец, представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца адвоката Бульбу С.В, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в
период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Этим же Постановлением установлено, что врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на льготное исчисление специального стажа (1 год работы как 1 год 6 месяцев).
В силу пункта 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений /групп/ анестезиологии-реанимации, отделений /палат/ реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения и перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1066 с изменениями от 19.02.2001 г. установлен перечень должностей врачей и среднего медицинского персонала, которые пользуются правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, определено, что правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев пользуются операционные медицинские сестры, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что пр и разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 23.05.2019 г. Чернышова Е.В. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 03.10.2019 г. Чернышовой Е.В. в назначении досрочной страховой пенсии отказано из-за недостаточности специального трудового стажа. Специальный трудовой стаж составил 13 лет 02 месяца 11 дней.
В специальный стаж ответчиков в календарном исчислении были включены периоды работы: с 09.08.1984 г. по 11.02.1988 г. - медсестра в реанимационно-анестезиологическом отделении Онкологического диспансера; с 16.02.1988 г. по 23.02.1994 г, 06.09.1994 г. - палатная медсестра в Наркологической больнице N 17; с 15.10.2002 г. по 20.04.2004 г, с 22.05.2004 г. по 22.04.2005 г. - медсестра палатная кардиохирургического отделения в Клинике Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова; с 26.04.2005 г. по 14.07.2006 г. - медицинская сестра палатная 1-го кардиохирургического отделения в ФГУ Центральный клинико-диагностический комплекс "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова".
При этом, в специальный стаж истца не были включены периоды: с 09.07.1984 г. по 08.08.1984 г. - период нахождения в ученическом отпуске с выплатой стипендии; с 24.02.1994 г. по 05.09.1994 г. - палатная медсестра в Наркологической больнице N 17; с 01.09.2006 г. по 25.10.2014 г, с 27.10.2014 г. по 31.12.2018 г. - медицинская сестра дневного стационара клиники "Сан Лазар" ООО "Интерлаз"; с 21.04.2004 по 21.05.2004 - курсы повышения квалификации с отрывом от работы.
В страховой стаж истца и в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды: 26.10.2014, с 01.01.2019 по 22.05.2019 - медицинская сестра дневного стационара клиники "Сан Лазар" ООО "Интерлаз".
Судом также установлено и подтверждается архивной справкой от 28.02.2019 г. N 9851/1/333859-2019, что в документах архивного фонда Городского онкологического диспансера ГУЗМ в приказах, лицевых счетах по зарплате на работников и личной карточке по учету кадров ф. Т-2 за период 1984-1988 гг. имеются сведения о трудовом стаже Чернышовой Е.В.: принята с 09.07.1984 г. на должность медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (приказ N 91-к от 09.07.1984), уволена с 11.02.1988 г. с должности медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения по собственному желанию (приказ N 40-к от 02.02.1988); в документах архивного фонда Наркологической больницы N 17 Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома (с 1990 г. - Главное медицинское управление Мосгорисполкома, с 1991 г. - Главное медицинское управление города Москвы, с 1994 г. - Департамента здравоохранения города Москвы) в приказах, лицевых счетах по зарплате на работников и личной карточке по учету кадров ф. Т-2 за период 1988-1994 гг. имеются сведения о трудовом стаже Чернышовой Е.В: зачислена с 16.02.1988 г. на должность палатной медсестры в 64 отделение (приказ N 31к от 15.02.1988), переведена с 01.03.1988 г. на должность пр. м/с (так в документе) 64 отделения (приказ N 48к от 09.03.1988), переведена с 01.04.1988 г. с должности процедурной медсестры на должность палатной медсестры в 64 отделение (Приказ N 54к от 01.04.1988), переведена с 01.09.1988 г. на должность медсестры палатной в 59 отделение (приказ N 156к от 18.08.1988), переведена с 14.09.1989 г. на должность пост. м/с (так в документе) в 9 отделение (приказ N 377к от 13.09.1989), уволена 06.09.1994 г. с должности медсестры 9 н.о. (так в документе) по собственному желанию по уходу за ребенком до 14 лет (Приказ N 271к от 06.09.1994).
Из архивной справки от 17.05.2019 г. N 03.03-43/184 усматривается, что в документах архивного фонда федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации значится, что Чернышова Е.В. 15.10.2002 г. принята в клинику НИИ грудной хирургии клинического центра медсестрой платной кардиохирургического отделения (приказ N ЛК-5949 от 10.10.2002), 22.04.2005 г. уволена по сокращению штата (приказ N ЛК-1977от 11.04.2005).
Согласно архивной справке от 28.02.2019 N 9851/3/333859-2019 в документах архивного фонда ГУ Центрального клинико-диагностического комплекса "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ" (с июня 2005 г. - ФГУ Центральный клинико-диагностический комплекс "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ") в приказах, лицевых счетах по заработной плате работников за 2005-2006 гг, трудовом договоре, заключенном с работником в 2005 г. и личной карточке по учету кадров ф. Т-2 имеются сведения о работе Чернышовой Е.В.: принята с 26.04.2005 г. на должность медицинской сестры палатной в 1 кардиохирургическое отделение национального центра грудной хирургии стационара (так в документе) (приказ N 199-л/с от 26.04.2005), уволена 14.07.2006 г. с должности медицинской сестры палатной 1 кардиохирургического отделения национального центра грудной хирургии стационара по собственному желанию (приказ N 360-л/с от 11.07.2006).
Согласно справке от 21.05.2019 г. N 27 Чернышова Е.В. действительно работает в ООО "ИНТЕРЛАЗ" в должности медицинской сестры с 01.09.2006 г. (приказ о приеме от 31.08.2006 N 51-к) по настоящее время.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о признании частично незаконным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области от 23.05.2019 г. и удовлетворил требования истца об обязании пенсионного органа включить в стаж Чернышовой Е.В. на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы с 09.08.1984 г. по 11.02.1988 г, с 16.02.1988 г. по 23.02.1994 г, 06.09.1994 г, с 15.10.2002 г. по 20.04.2004 г, с 22.05.2004 г. по 22.04.2005 г, с 24.02.1994 г. по 05.09.1994 г, в календарном исчислении периодов с 09.07.1984 г. по 08.08.1984 г, с 21.04.2004 г. по 21.05.2004 г, установив, что истец фактически работала на должности, в отделении, учреждении, предусмотренных Перечнем.
Вместе с тем, суд обоснованно оставил без удовлетворения требование истца о включении в подсчет специального стажа периода обучения в медицинском училище с 01.09.1981 г. по 04.07.1984 г, поскольку включение указанного периода в подсчет специального стажа не предусмотрено нормами действующего и ранее действовавшего законодательства о порядке исчисления стажа работников здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствует требованиям действующего законодательства; в данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Разрешая требование истца о включении в подсчет специального стажа периода работы с 01.09.2006 г. по 17.10.2019 г. в должности медицинской сестры ООО "ИНТЕРЛАЗ", суд пришел к выводу об отсутствии таких оснований.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена единственная организационно-правовая форма - учреждение. Данным Постановлением не предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечения для лиц, работающих в ООО, ОАО, ЗАО, АО даже при наличии у этих организаций лицензий на право осуществления медицинской деятельности и осуществления такой деятельности. Каких-либо доказательств, для применения вышеприведенного п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в материалах дела не имеется.
Оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика назначить истцу пенсию с 31.05.2019 г, у суда первой инстанции не имелось, поскольку с учетом собранных по делу доказательств, включении спорных периодов в специальный стаж и периодов учтенных пенсионным органом (25 лет 10 месяцев 25 дней), у истца не образуется необходимый специальный стаж 30 лет.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, которым дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании подлежащего применению законодательства, что не может послужить основанием для отмены постановленного судом решения в части отказа включить в специальный стаж период работы 01.09.2006 г. по 17.10.2019 г. в должности медицинской сестры ООО "ИНТЕРЛАЗ".
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.