Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., судей Рачиной К.А., Мызниковой Н.В., при помощнике судьи Овчинниковой Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Азарова А.С. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 12 августа 2019 года, которым постановлено:
в иске фио к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы о признании незаконными решений об отказе в назначении и выплате единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам по окончанию нахождения на воспитании в семье, в связи с достижением 18-ти лет и единовременной денежной выплаты выпускникам общеобразовательных учреждений города Москвы - детям-сиротам, о признании права на выплаты, обязании назначить и предоставить выплаты - отказать, УСТАНОВИЛА:
Азаров А.С. дата обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЗАО г. Москвы, третье лицо - Департамент социальной защиты населения города Москвы - ДТСЗН г. Москвы) о признании незаконными решения об отказе в назначении и выплате единовременных компенсационной и денежной выплат, предусмотренных ст. 9 и ст. 8 Закона города Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", что, истец относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически проживающий в городе Москве, дата обратился к ответчику в лице отдела СЗН района Дорогомилово с заявлениями о назначении и выплате единовременных компенсационных выплат детям-сиротам по окончанию нахождения на воспитании в семье, в связи с достижением 18-ти лет и выпускникам общеобразовательных учреждений города Москвы, в чем было отказано ввиду отсутствия у истца места жительства в городе Москве, что он полагает незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представители ответчика и третьего лица иск не признали.
12.08.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Азаров А.С. по доводам своей апелляционной жалобы (л.д. 86-96).
В заседании судебной коллегии представитель истца Азарова А.С. по доверенности Головань А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенности Петрова Ю.И. и третьего лица ДТЗСН г. Москвы по доверенности Куликова Е.Н. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела Азаров А.С,... паспортные данные (л.д. 10), мать которого фио, паспортные данные, являющаяся инвалидом 2 группы, отказалась от осуществления родительских прав, находясь в родильном доме, а отец ребенка неизвестен, по ходатайству детского отделения МЦГБ на основании постановления главы города Железнодорожный Московской области от дата N 1327 помещен в Дом ребенка (л.д. 12-13) и в дальнейшем находился в ГБОУ Алмазовская специальная/коррекционная школа-интернат; решением Железнодорожного городского суда Московской области от дата фио лишена родительских прав в отношении сына Азарова А.С. (л.д. 14-15), а распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району от дата N 297-р над Азаровым А.С. установлена опека, его опекуном назначен фио, паспортные данные, имеющий место жительства в г. Москве, этим же распоряжением определено место жительства подопечного с опекуном по адресу: адрес (л.д.16-17).
Распоряжением УСЗН ЗАО г. Москвы от дата N 52 подопечный Азаров А.С. поставлен на учет в отделе СЗН района Дорогомилово, а на основании распоряжения УСЗН ЗАО г. Москвы от дата N 154 фио назначен опекуном малолетнего Азарова А.С, исполняющим свои обязанности на возмездных условиях по договору о приемной семье и место жительства Азарова А.С. определено совместно с приемным родителем фио по адресу: адрес (л.д. 19).
Согласно свидетельству о регистрации, выписке из домовой книги Азаров А.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с дата по дата, ранее был зарегистрирован на срок с дата по дата (л.д. 20-23) и фактически проживал по указанному адресу, что подтверждается актами проверок жилищных условий подопечного, проводимых органами опеки и попечительства СЗН района Дорогомилово (л.д. 42-54).
Также судом установлено, что Азаров А.С. на основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха от дата N 987 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилого фонда за счет средств бюджета Московской области (л.д. 64).
дата Азаров А.С. обратился в отдел СЗН района Дорогомилово с заявлениями о назначении единовременной компенсационной и денежной выплат, предусмотренных ст. 9 и ч. 14 ст. 8 Закона г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" по окончанию нахождения на воспитании в семье, в связи с достижением 18-ти лет и выпускникам общеобразовательных учреждений города Москвы и решениями ответчика от дата в назначении единовременной компенсационной выплаты (ЕКВ) истцу отказано ввиду отсутствия у него регистрации по месту жительства в г. Москве (л.д. 30), а в назначении единовременной денежной выплаты (ЕДВ) - ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в г. Москве, а также непредставления аттестата о получении основного общего или среднего (полного) образования (л.д. 31).
Разрешая спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что Законом г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от дата N 376-ПП (ред. от дата) "О мерах по реализации Закона города Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", которым утвержден порядок установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, согласно подп. "а" п. 3.12 которого основанием для отказа в назначении единовременной компенсации является отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве и, учитывая, что на дату обращения в отдел СЗН района Дорогомилово у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в городе Москве, то отказ ответчика произвести ему оспариваемые выплаты является правомерным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на нормах закона.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статьи 3 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Закон г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в соответствии с Федеральным законом от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
Как следует из ст. 2 Закона г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику дата, дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статьей 8 Закона г..Москвы от дата N 61 в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику дата и отказа в его удовлетворении дата, были дополнительные установлены дополнительные гарантии прав на образование, которые предусматривали, что обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3); выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования.
Указанная денежная компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от дата N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам (п. 9); на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные частями 3 и 9 настоящей статьи, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы (п. 14).
Статья 9 Закона г. Москвы от дата N 61 предусматривала, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 376-ПП в целях реализации Закона г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и обеспечения иных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утверждены положения о порядке установления и выплаты предусмотренные указанным законом, который устанавливает, что самостоятельным основанием для отказа в назначении таких выплат и компенсаций является отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве у лица, указанного в п. 1.1 настоящего Порядка, обратившегося за их выплатой.
Действительно, ст. 2 Закона РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяет понятия места жительства и места пребывания.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, при этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными; раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, решение вопроса о праве гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных гарантиях по социальной поддержке, не может быть обусловлено исключительно наличием или отсутствием у него регистрации по месту жительства, так как федеральное законодательство не предусматривает такого критерия отнесения граждан с категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства, в связи с чем вопрос о предоставлении таких социальных гарантий должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом возможности получения определенной социальной группы граждан соответствующих мер социальной поддержки.
Между тем, суд первой инстанции, проверив только обстоятельства наличия (отсутствия) у Азарова А.С. регистрации по месту жительства в городе Москве, пришел к выводу об отказе в иске, при этом не проверил возможность получения Азаровым А.С. социальной поддержки, учитывая, что Азаров А.С. как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет места жительства на территории Российской Федерации (л.д. 10).
Однако из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от дата за Азаровым А.С. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений (л.д. 112-123), и распоряжением ДТСЗН г. Москвы от дата N 1668-р Азаров А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
При таких данных, а также учитывая, что иного места жительства Азаров А.С. не имеет, то отказ в предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом г. Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" не может быть признан законным и основанным на положения Федерального закона от дата N 159-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Азаров А.С. с дата по дата обучался в ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида N 804 г. Москвы, а с дата по дата - в ГБПОУ г. Москвы "Колледж градостроительства, транспорта и технологий N 41" подразделение "Давыдково" (школьное отделение) и окончил 9 классов (приказ об отчислении N 54/3-шк от дата), о чем ему выдана справка и свидетельство об обучении (л.д. 25-26); с дата Азаров А.С. зачислен в ГБПОУ г. Москвы "Образовательный комплекс "Юго-Запад" по профессии "Кондитер" на 1 курс по очной форме сроком окончания обучения дата (л.д. 25об.).
При таких данных, принимая во внимание, что дата Азаров А.С. достиг возраста 18 лет, а в дата окончил государственное образовательное учреждение города Москвы, продолжил обучение в государственном образовательном учреждении города Москвы начального профессионального образования, то оснований для отказа в назначении ему единовременных компенсационной и денежной выплат, предусмотренных ст. 9 и ч.ч. 3, 9, 14 ст. 8 Закона города Москвы от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" не имелось, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда города Москвы от 12 августа 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым обязать Управление социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы назначить и выплатить фио, паспортные данные, единовременную компенсационную выплату детям-сиротам по окончании нахождения в приемной семье, при прекращении попечительства в связи с достижением 18 лет и единовременную денежную выплату выпускникам общеобразовательных учреждений города Москвы - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.