Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Тиханской А.В, при секретаре Кулик Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Дмитриева С.Н. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 30 января 2020 года по административному делу N 2а-106/20 по административному исковому заявлению Дмитриева С.Н. к Совету депутатов муниципального округа Раменки, Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
Дмитриев С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Раменки от 14.11.2019 года N 01-02/86 "Об избрании главы муниципального округа Раменки". Также просил указать в решении, что оно является основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о восстановлении Дмитриева С.Н. в должности главы муниципального округа Раменки и для погашения записи от 03.12.2019 года N 9197748678536 о регистрации Ковалевой Г.И. в качестве главы муниципального округа Раменки.
В обоснование доводов указал, что являлся главой муниципального образования Раменки.
14.11.2019 года на очередном заседании Совета депутатов муниципального округа Раменки, был рассмотрен вопрос об избрании Ковалевой Г.И. главой муниципального округа Раменки.
Считает, что решение об избрании Ковалевой Г.И. главой муниципального округа является незаконным, поскольку при голосовании за ее избрание проголосовало 7 депутатов из 12, что не соответствует положениям Регламента Совета депутатов муниципального округа Раменки, предусматривающим принятие решения об избрании главы муниципального округа большинством голосов в две трети от установленной численности депутатов.
Кроме того, указывает, что оспариваемое решение было подписано Ковалевой Г.И, которая не была уполномочена на его подписание, как и на подписание распоряжения о вступлении в должность.
Также указывает, что Ковалевой Г.И. в нарушение ст. 8.2 Закона г. Москвы N 64 "О мерах по противодействию коррупции в г. Москве" до рассмотрения вопроса об ее избрании не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 30 января 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, поддержанной в заседании судебной коллегии его представителем, Дмитриев С.Н. просит решение суда отменить.
В обоснование ссылается на доводы, аналогичные указанным в административном иске, и полагает, что им не было дано надлежащей оценки. Также считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ковалевой Г.И. и Совета депутатов просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Указывает на то, что Дмитриев С.Н. отказался подписать оспариваемое решение Совета депутатов.
Также указывает, что декларация о доходах и расходах за 2018 год была представлена Ковалевой Г.И. 24.04.2019 года.
Полагает, что при избрании главы муниципального округа подлежат применению положения Устава муниципального округа Раменки, предусматривающего возможность избрания главы простым большинством голосов от установленной численности депутатов. Считает, что Регламент в части порядка принятия решения противоречит Уставу, имеющему большую юридическую силу.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Совет депутатов муниципального округа Раменки г. Москвы является представительным органом местного самоуправления, который состоит из 12 депутатов.
14.11.2019 года состоялось очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Раменки, на котором присутствовали 11 депутатов из 12.
На повестку дня был поставлен в том числе вопрос об избрании главы муниципального округа Раменки.
Согласно протоколу очередного заседания Совета депутатов от 14.11.2019 года по результатам голосования главой муниципального округа Раменки избрана Ковалева Г.И.; за избрание Ковалевой Г.И. главой муниципального округа проголосовало 7 депутатов.
Решение Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/86 "Об избрании главы муниципального округа Раменки" 14.11.2019 года подписано Ковалевой Г.И.
19.11.2019 года Ковалевой Г.И. издано распоряжение N 01-15/04 о вступлении в должность главы муниципального округа Раменки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Отклоняя доводы административного истца о нарушении п. 1 ст. 4 Регламента Совета депутатов истца, суд первой инстанции исходил из положений ст. 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 и п. 2 ст. 22 Устава муниципального округа Раменки предусматривающих, что решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что Регламентом может быть установлен лишь порядок проведения заседаний представительного органа, правила и процедуры работы, - но не порядок принятия им решений.
Также суд пришел к выводу о том, что Регламент в части, регулирующей порядок принятия решения об избрании главы не соответствует п. 11 ст. 12 Закона г. Москвы от 06.11.2002 года N 56 и п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем применению в данном случае не подлежит.
Отклонил суд первой инстанции и доводы административного истца о непредоставлении Ковалевой Г.И. сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, полагая, что они не являются основанием для отмены оспариваемого решения.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает ошибочными.
Так в соответствии с п. 1 ст. 4 Регламента Совета депутатов муниципального округа Раменки глава муниципального округа избирается Советом депутатов из своего состава открытым голосование большинством в две трети голосов от установленной Уставом муниципального округа численности депутатов.
В данном случае это 8 голосов из 12.
Однако оспариваемое решение было принято простым большинством голосов: "за" проголосовали 7 депутатов.
Действительно, в Уставе муниципального округа Раменки определено, что глава муниципального округа избирается депутатами Советом депутатов из своего состава открытым голосование большинством голосов от установленной численности депутатов.
Однако вопреки выводам суда первой инстанции противоречия между Регламентом и Уставом по спорному вопросу отсутствуют, поскольку регламент принят Советом депутатов во исполнение как требований частей 11 и 13 ст. 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56, так и Устава, п. 2 ст. 10 которого предусмотрено, что процедура избрания главы муниципального округа устанавливается Регламентом Совета депутатов.
Таким образом, Устав предусматривает, что конкретная процедура, то есть порядок принятия решения регулируется Регламентом.
Регламент свою очередь, конкретизируя возможность принятия решения лишь двумя третями от установленной численности депутатов, не вступает в противоречие с действующим законодательством, которое не ограничивает возможность принятия решения простым большинством.
Следовательно, оспариваемое решение было принято без соблюдения требований к числу голосов, необходимых для его принятия.
Кроме того, в статье 8.2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 года N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве" определен п орядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не только лицами замещающими муниципальные должности, но и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей.
Лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах и расходах ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, избираемые представительным органом муниципального образования из своего состава представляют сведения о доходах и расходах не позднее чем за пять дней до рассмотрения представительным органом муниципального образования соответствующего вопроса (ч. 2).
Таким образом, закон обязывает предоставлять сведения о доходах и расходах не позднее чем за пять дней до рассмотрения представительным органом муниципального образования соответствующего вопроса.
При этом такая обязанность не ставится в зависимость от подачи таких сведений ранее по иным основаниям.
Однако предусмотренную ч. 2 ст. 8.2 обязанность Ковалева Г.И. не исполнила, что сторонами не оспаривается.
Ссылка ее представителя на то, что сведения о доходах и расходах подавались Ковалевой Г.И. как лицом замещающим муниципальную должность, не может быть принята во внимание, поскольку такое обстоятельство не освобождает гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, представлять сведения о доходах и расходах не позднее чем за пять дней до рассмотрения представительным органом муниципального образования соответствующего вопроса.
Кроме того, в отличии от сведений о доходах, предоставляемых за календарный год, предшествующий году представления сведений о доходах и расходах, иные сведения, предусмотренные справкой о доходах и расходах, предоставляются по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу представления лицом, претендующим на замещение муниципальной должности или должности главы администрации по контракту, сведений о доходах и расходах (п. 5.2 Порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве, должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений и внесении изменений в правовые акты города Москвы, утвержденного указом Мэра Москвы от 02.03.2018 года N 10-УМ.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием в указанной части нового решения о признании незаконным оспариваемого решения.
Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований для указания в решении на то, что оно является основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, так как для внесения сведений в ЕГРЮЛ не требуется судебного решения, поскольку порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ определен законом, а полагать о том, что без решения суда внесение указанных изменений невозможно оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 30 января 2020 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Раменки от 14.11.2019 года N 01-02/86 "Об избрании главы муниципального округа Раменки".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.