Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б, при секретаре Черевичной Т.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Клочай С.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 июня 2020 года по административному делу N 2а-78/2020 по административному исковому заявлению Клочай С.И, действующего в интересах своих несовершеннолетних детей Клочай А.С. и Клочай Д.С, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании бездействия незаконным, УСТАНОВИЛА:
Клочай С.И, действующий в интересах своих несовершеннолетних детей, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в отказе в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях, возложив на него обязанность предоставить места в группе полнодневного пребывания в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности.
В обоснование доводов указал, несмотря на регистрацию в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" ему не поступало предложений об устройстве его детей в детский сад.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 10 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, поддержанной в заседании судебной коллегии, административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает выводы суда необоснованными.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Клочай С.И. и его дети Клочай А.С. и Клочай Д.С. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. ***.
19 ноября 2019 года Клочай А.С. и Клочай Д.С. зарегистрированы в комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" г. Москвы для зачисления в дошкольные группы ГБУ Школа N 1329, указанное как приоритетное и ГБУ Школа N 1584, ГБУ Школа N 887, указанные как дополнительные.
При этом при регистрации в системе административным истцом не было проставлено согласие на предоставление вариативных форм обучения.
Однако указанные образовательные учреждения укомплектованы полностью, как и иные государственные образовательные организации на территории ЗАО г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В силу ч. 4 ст. 10 Закона города Москвы от 20.06.2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.
Во исполнение указанных положений законодательства Департаментом образования г. Москвы утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования г. Москвы, в соответствии с которыми определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на соответствующий учет.
В соответствии с п. 5 указанных Временных правил, на основании заявлений родителей (законных представителей) формируется единый электронный реестр заявлений по каждой отдельной образовательной организации по учебным годам с учетом данных о дате поступлении ребенка, возрастной группе на момент начала учебного года, льготах и даты постановки ребенка на учет.
В соответствии с разделом 7 указанных Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет установленных Временными правилами приоритетов, в соответствии с которыми приоритет при удовлетворении потребности в дошкольном образовании перед зарегистрированными по месту пребывания детьми имеют дети проживающие по тому же адресу, относящемуся к конкретному образовательному учреждению.
В силу ст. 10 Закона города Москвы от 10.03.2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, при этом гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
Таким образом, исполнение Департаментом образования г. Москвы обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в той или иной образовательной организации поставлено в том числе, в зависимость от наличия в такой организации свободных мест.
Учитывая отсутствие свободных мест в указанных заявителями дошкольных образовательных учреждениях, а также в других учреждениях в доступной близости от мест проживания детей, то бездействие административного ответчика отсутствует.
Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей заявителей.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клочай С.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.