Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-127/2020 по административному исковому заявлению Немтиновой Екатерины Владимировны и Немтинова Руслана Владимировича к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛ:
Немтинова Е.В. и Немтинов Р.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 6686000 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются сособственниками указанного нежилого помещения и не согласны с его кадастровой стоимостью. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 13 июля 2019 года NОО2019-71, подготовленный оценщиком ООО "ЕСО".
В судебном заседании представитель административных истцов Немтиновой Е.В. и Немтинова Р.В. - Кислякова Ю.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему, письменных объяснениях.
Представитель административных ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - Ладугина Е.Д. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное нежилое помещение принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в отношении спорного нежилого помещения составляет 4700364 руб. 76 коп.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административные истцы предоставили отчет об оценке от 13 июля 2019 года NОО2019-71, подготовленный оценщиком ООО "ЕСО". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 30 января 2020 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 16 июня 2020 года, проведенной экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Вереином А.М.:
- отчет об оценке от 13 июля 2019 года NОО2019-71, подготовленный оценщиком ООО "ЕСО", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: г***, по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 6765290 руб.
Административные истцы согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считают их объективными и достоверными.
Со стороны административных ответчиков не поступили замечания на заключение экспертизы, ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 16 июня 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Консул Групп-оценка" Вереином А.М, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого помещения основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, в том числе профессиональное образование по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке N***г, рег. номер ***; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности, подтверждается квалификационным аттестатом N***г.; эксперт является членом "Саморегулируемой межрегиональной ассоциацией оценщиков", регистрационный номер в реестре N***года; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована; эксперт имеет необходимый стаж работы в области оценки, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Консул Групп-оценка" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 13 июля 2019 года NОО2019-71, подготовленный оценщиком ООО "ЕСО", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Действительно, рыночная стоимость спорного нежилого помещения выше его кадастровой стоимости. Однако суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, в целях защиты интересов административных истцов от недостоверности кадастровой стоимости, поскольку при установлении кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6765290 руб, у административных истцов возникает право на льготу по оплате налога на имущество физических лиц, предусмотренную частями 4 и 7 статьи 1.1 Закона г.Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц", и соответственно обязанность по оплате налога на имущество физических лиц уменьшится по сравнению с обязанностью уплаты налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости нежилого помещения в размере 4700364 руб. 76 коп, в частности.
Согласно части 4 статьи 1.1 Закона г.Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц" н алогоплательщики в отношении одного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным частью 7 настоящей статьи, при условии, что указанное нежилое помещение одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1) нежилое помещение включено в реестр апартаментов или расположено в здании, включенном в указанный реестр. Реестр апартаментов и порядок его формирования утверждаются Правительством Москвы;
2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;
3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, составляет не менее 100000 рублей;
4) нежилое помещение не является местом нахождения организации;
5) нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В силу части 7 статьи 1.1 Закона г.Москвы от 19 ноября 2014 года N51 су мма налога, исчисленная налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, уменьшается на сумму, определяемую по формуле: Л = Н x К1 x К2.
Спорное нежилое помещение включено в реестр апартаментов постановлением Правительства Москвы от 26 октября 2016 года N705-ПП, от 28 ноября 2014 года N700-ПП; площадь помещения не превышает 300 квадратных метров; нежилое помещение не является местом нахождения организации; нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 1.1 Закона г.Москвы от 19 ноября 2014 года N51 для предоставлении налоговой льготы кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, должна составляет не менее 100000 рублей. При установлении кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6765290 руб, стоимость 1 кв.м. будет составлять 138632 руб. 99 коп. (6765290 руб. : 48, 8 кв.м.), следовательно отвечать указанным выше требованиям для предоставления налоговой льготы. Однако при установленной кадастровой стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 года в размере 4700364 руб. 76 коп. данное условие не выполняется, стоимость 1 кв.м. метра нежилого помещения составляет 96318 руб. 93 коп.
Налоговая ставка для исчисления налога на имущество в отношении спорного нежилого помещения исходя из установленной кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 года в размере 4700364 руб. 76 коп. составит 1, 2%. При установлении кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6765290 руб, налоговая ставка для исчисления налога на имущество составит 0, 5%, соответственно и обязанность по оплате налога у административных истцов уменьшится.
Судом также установлено, что административным истцам за предыдущие налоговые периоды предоставлялась указанная налоговая льгота, что подтверждается налоговыми уведомлениями. При этом кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2016 года была установлена в размере его рыночной стоимости, также выше кадастровой стоимости, по решению Московского городского суда от 3 мая 2018 года по административному делу N3а-387/2018.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.
Отсутствуют правовые основания для установления кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 6686000 руб, поскольку отчет об оценке от 13 июля 2019 года NОО2019-71 является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости объекта недвижимости, ввиду его не соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административных истцов в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения является 11 сентября 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство экспертной организации о возмещении расходов на оплату услуг эксперта в размере 20000 руб, суд учитывает положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 г, возложено законом на административного истца.
По заключению оценочной судебной экспертизы предоставленный административными истцами отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, величина рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г. определена в другом размере. Таким образом, заключением эксперта нашли свое подтверждение доводы административного ответчика о несоответствии отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и о недостоверности заявленной административным истцом величины рыночной стоимости спорного нежилого помещения.
Поскольку бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилого помещения, возложено законом на административных истцов, заключение судебной экспертизы принято судом в качестве надлежащего доказательства, в том числе подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, суд считает необходимым взыскать с административных истцов расходы на оплату услуг эксперта в размере по 10000 руб. с каждого на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ. Необходимо отметить, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилого помещения незначительная, составляет 1, 43 раза и не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Немтиновой Екатерины Владимировны и Немтинова Руслана Владимировича уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 6765290 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 г.
Датой обращения Немтиновой Екатерины Владимировны и Немтинова Руслана Владимировича в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 11 сентября 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого помещения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого помещения, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Взыскать с Немтиновой Екатерины Владимировны и Немтинова Руслана Владимировича в пользу ООО "Консул Групп-оценка" расходы на оплату услуг эксперта в размере по 10000 (десять тысяч) руб. с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.