Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при помощнике Шавыриной А.Э.
с участием прокурора Никитиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3719/2020 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из данного перечня исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП из указанного перечня исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП названный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года. Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП данный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года. Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2019 N1574-ПП данный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
Под пунктами 16566, 11498, 1425, 12278 в перечень в редакции на 2020 годы включены нижеперечисленные здания, принадлежащие истцу: здание с кадастровым номером * расположенное по адресу: *, здание с кадастровым номером * расположенное по адресу: *, здание с кадастровым номером * расположенное по адресу: *, здание с кадастровым номером * расположенное по адресу: г*
Данные здания находятся в собственности ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" которое и обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещены указанные выше здания не соответствует видам разрешенного использования земельного участка для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В свою очередь здания используются для размещения производственных и технических подразделений ПАО "МОЭСК", входящих в структуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии в Москве и Московской области. То есть данная деятельность связана с обеспечением производства и не может расцениваться в качестве офисной с позиции 378.2 НК РФ.
Представитель административного истца Богадеев А.В. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы Тетерина Е.В. заявленные требования не признала, указав на то, что здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, установленный Постановлением Правительства Москвы правомерно в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Никитиной А.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налоговых периодов по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3) ; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта :
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества предусмотрены положениями статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", введенной Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 1.1 указанного закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Данная редакция закона вступила в силу с 01.01.2017 года.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП.
Как следует из пояснений Правительства Москвы, объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год в соответствии с пунктом 1 ст. 1.1. Закона о налоге на имущество организаций исходя из вида фактического использования на основании Актов Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее- Госинспекции) о фактическом использовании здания для целей налогообложения.
Из представленных документов следует, что здание с кадастровым номером * расположено в границах земельного участка с кадастровым номером * вид разрешенного использования которого "коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) ", здание с кадастровым номером * в период с 19.02.19 по 14.07.2019 года имело связь с участками с кадастровыми номерами * и *, с 07.06.2017 по 18.02.2019 и с 15.07.2019 года по н.в. имеет связь с участком с кадастровым номером *. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * согласно данным из ЕГРП "деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)". Здание с кадастровым номером * (архивный номер -*) по состоянию на 01.01.2020 год имело связь с земельным участком с кадастровым номером * "коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водяных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))".
Здание с кадастровым номером * согласно Акту имеет связь с земельным участком с кадастровым номером * вид разрешенного использования которого по состоянию на 01.01.2020 год - "энергетика" (6.7) (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10))".
Таким образом, за исключением земельного участка с кадастровым номером * виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Правомерность установления вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * "деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)" являлась предметом проверки Московского городского суда от 29 ноября 2019 года, которым установлено, что данный вид разрешенного использования земельного участка установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13 августа 2015 года N13200. Однако вступившим в законную силу 22 ноября 2019 года решением Арбитражного суда г..Москвы от 1 июля 2019 года по делу NА40-240370/18-41-1985 признано недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 августа 2015 года N13200 в части установления вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))"; на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", установив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * "коммунальное обслуживание (3.1) (размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами)". Указанным решением Арбитражного суда г..Москвы установлено отсутствие у Департамента городского имущества города Москвы правовых оснований для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Также указанным решением установлено, что административный истец осуществляет деятельность по эксплуатации электроустановок, технологическому присоединению электроустановок потребителей к электросетям, передаче и распределении электроэнергии, то есть в соответствии с ОКВЭД деятельность административного истца не признается производством, а потому расположенное на земельном участке административное здание не может считаться предназначенным для размещения органов управления производством.
Поскольку истец не должен нести негативных последствий ненадлежащего исполнения решения суда, суд полагает, что в юридически значимый период разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером * является "коммунальное обслуживание (3.1) (размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами)".
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП.
Правительство Москвы, возлагая на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП), одновременно устанавливает требования, обязательные к соблюдению всеми должностными лицами Госинспекции.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 данного Порядка под "офисом" понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Согласно п. 3.4 указанного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (п. 3.6 Порядка).
Здание с кадастровым номером * включено в перечень на основании акта государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 15 мая 2018 года N 9060787/ОФИ. Данный акт являлся предметом проверки в рамках рассмотрения спора о включении здания в перечень на 2019 год (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 года N5-АПА19-179). Согласно выводам, изложенным в решении суда данный акт не подтверждает факт использования не менее 20 процентов общей площади здания для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, поскольку выводы, содержащиеся в поименованном акте, основаны лишь на визуальном осмотре, сделаны без доступа в здание, фототаблица содержит фотоснимки фасада здания и холла внутри здания, фотографий иных помещений, расположенных в здании, не имеется. Основания для переоценки данного акта в рамках настоящего спора отсутствуют.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам помещения в здании используются для размещения управлений и подразделений ПАО "МОЭСК", составляющих единую структуру подразделений электросетевой организации и обеспечивающих оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.
Суд отмечает, что из фотографий, приложенных к акту (фотографии 13-23) видно, что часть здания используется под Центр обслуживания клиентов, вместе с тем, из пояснений истца и предоставленного технического паспорта следует, что под данный центр используется помещение площадью 103.4 кв.м, что составляет 0, 54 % от общей площади помещения (19037, 1 кв.м). Поскольку номера помещений, используемые под Центр обслуживания клиентов в акте не указаны, суд в соответствии с п.7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения трактует в пользу истца, и считает доказанным факт размещения Центра обслуживания клиентов в помещении площадью 103, 4 кв.м.
Здание с кадастровым номером * (архивный номер *) включено в перечень на основании акта государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 17 июля 2018 года N 9092084/ОФИ. Согласно свидетельству о собственности здание имеет площадь 2923, 5 кв.м, согласно кадастровому паспорту здание имеет площадь 2204 кв.м
Данный акт не подтверждает факт использования не менее 20 процентов общей площади здания для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности. Как следует из акта, здание имеет площадь 2 923, 5 кв. м, и состоит из 3 этажей, в здании располагается Управление кабельных сетей Северо-Западного округа.
Согласно пояснениям истца в здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и прочие помещения), а также кабинеты. Для доступа в здание введен пропускной режим, на первом этаже размещено помещение охраны. Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам, в материалах административного дела не содержится. Согласно представленным административным истцом доказательствам помещения в здании используются для размещения персонала управления кабельных сетей Северо-Западного округа для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей, подключенных к сетям района, оформления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, участия в метрологическом обеспечении, ввода и освоения новых мощностей.
В свою очередь акт N9093242/ОФИ от 20 декабря 2019 года которым к размещению офисов отнесена площадь здания 1085, 26 кв.м (49, 24% от общей площади) доводы ответчика не подтверждает, поскольку к офисам отнесены помещения заводоуправления, в которых размещены мастерской участок и располагаются кабинеты инженеров.
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка. При буквальном толковании названной нормы следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Таким образом, спорное здание составляет инфраструктуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии.
Здание с кадастровым номером * является подстанцией N213 "ПС Южная", что следует из технического паспорта на сооружение и свидетельства о праве собственности, согласно которому объектом права является подстанция N213 "Южная". В свою очередь здание с кадастровым номером * является зданием электрических и тепловых сетей -инженерное сооружение для размещения специального оборудования закрытого распределительного устройства 6кВ (ЗРУ -6кВ) и входит в состав электросетевого объекта ПС "Южная", что отражено в свидетельстве о праве собственности.
Здание с кадастровым номером * внесено в перечень на основании акта Госинспекции от 17.10.2018 года N9052576/ОФИ, согласно данному акту 100% площади здания используется для размещения офисов. Данный акт составлен с доступом в нежилое помещение. Вместе с тем, ни из приложенных к акту фотографий ни из экспликации к поэтажному зданию не следует, что здание используется в целях размещения офиса. Согласно предоставленным фотографиям в здании размещена организация МОЭСК, на фотографиях запечатлены таблички о наличии в здании служебных помещений, помещения вентиляционной камеры, сфотографированы кабинеты управления расчета заработной платы, начальника управления методологии, управления учета финансовых операций, а также помещения столовой. Таким образом, из акта не следует что здание используется для приема клиентов МОЭСК, напротив из предоставленных фотографий следует, что в здании размещены сотрудники организации, что подтверждается также пояснениями истца, который указывает на то, что в здании размещен главный диспетчерский пункт, дирекция и службы МКС.
Здание с кадастровым номером * включено в перечень на 2020 год на основании акта обследования Госинспекции от 17.07.2018 N9014295/ОФИ, согласно которому 4 854, 5 кв.м площади здания отнесено к офисным исходя из назначения помещений: административные и учрежденческие. Вместе с тем, из приложенных к акту фотографий видно, что в здании организован пропускной режим, размещен филиал ПАО "МОЭСК". Осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, из данного акта не следует. На фотографиях размещены кабинеты сотрудников из которых видно что в здании размещен аппарат управления, а также Оперативно-технологическое и ситуационное управление. Здание имеет часть закрытых помещений куда посторонним вход воспрещен.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, все выше приведенные акты не обладают достаточными данными, позволяющими полагать, что в юридически значимый период не менее 20% общей площади указанных зданий использовалось истцом для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При таком положении, суд полагает, что вышеуказанные здания, включённые в перечень пунктами 16566, 11498, 1425, 12278 на 2020 год не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 16566, 11498, 1425, 12278 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.11.2019 N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП".
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО "МОЭСК" 4500 рублей в счёт возмещения расходов по государственной пошлине.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 16566, 11498, 1425, 12278 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.11.2019 N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" в счёт возмещения расходов по государственной пошлине 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http :// www. mos. ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.