Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Селимова А.А. на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 августа 2020 года, которым
автономная некоммерческая организация Творческий центр "ДЖЕЛЬСОМИНО" (ИНН 7714322768, ОГРН 1107799002288, юридический адрес: 125252, г. Москва, пр-д Березовой Рощи, д. 8) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, связанной с оказанием услуг по организации детского отдыха в летнем городском лагере по адресу: г. Москва, ул. Делегатская, д. 14/2, на срок 60 (шестьдесят) суток, УСТАНОВИЛ:
23 августа 2019 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Центральном административном округе г. Москвы в отношении АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" (далее также - Творческий центр) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Селимов А.А. просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на приведённые в жалобе доводы.
Законный представитель АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу извещён, направил в суд представлять интересы Творческого центра защитника по доверенности Селимова А.А, поддержавшего доводы жалобы.
Проверив материалы дела с учётом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" организован детский городской лагерь с дневным пребыванием детей, который располагается в помещениях здания по адресу: г. Москва, ул. Делегатская, д. 14/2.
В ходе проведённой 30 июля 2020 года должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО проверки было установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований по организации отдыха детей в летнем лагере дневного пребывания, а именно:
- деятельность оздоровительного учреждения не соответствовала требованиям санитарных правил СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул": отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 1.6. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- учредитель оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в срок не менее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона не поставил в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения не предоставил документы в соответствии с Приложением 1 санитарных правил СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул" (п. 1.4 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- набор помещений оздоровительного учреждения не включает спальные помещения, помещения медицинского назначения, помещение для сушки одежды и обуви, туалет для сотрудников, помещение для хранения, обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфекционных растворов (п. 52 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- не представлены на каждого работника оздоровительного учреждения личные медицинские книжки установленного образца, в которые внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (представлены личные медицинские книжки только на 2-х сотрудников: Зурабову О.А, у которой не соблюдаются сроки прохождения медицинских осмотров, последние обследования были проведены 4 февраля 2019 года, Галатскую Е.И. - нет прививок от кори, дифтерии), (п. 1.8. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- спальные помещения не оборудованы (п. 5.3 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- разработанный рацион питания не предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах: согласно примерного меню невозможно установить для организации питания какого возраста детей разработано меню;
- примерное меню, разработанное юридическим лицом, обеспечивающим питание в оздоровительном учреждении, не согласовано с руководителем оздоровительного учреждения. Питание готовое привозное, отсутствует договор на поставку готового питания (со слов Управляющего АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" производитель готового питания - кафе "Андерсон", г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 7, отсутствуют сведения о юридическом лице), доставляется на автомобильном транспорте службой доставки, в индивидуальных пластиковых контейнерах, маркировочные ярлыки отсутствуют, доставка ежедневно 3 раза в день. Представлено недельное меню, в меню имеются запрещенные блюда (сметана без термической обработки) (п. 9.5, приложение 8 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- отсутствует документация, подтверждающая проведение медицинским работником ежедневного осмотра детей при приеме в оздоровительное учреждение (включая осмотр на педикулез) (п. 13.4 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- не организовано медицинское обслуживание (п. 5.7 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул");
- имеются 2 санитарных узла (по 1 унитазу, 1 раковине для мытья рук), используется и детьми и взрослыми. Санузел для персонала отсутствует (п. 5.8 СанПиН 2.4.4.2599-10 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул").
Указанные обстоятельства судья районного суда посчитал установленными имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем привлёк АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Между тем согласиться с выводами судьи районного суда нельзя в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Вместе с тем административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения установлена частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи.
Таким образом, ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и применяется в отношении граждан, должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по воспитанию и обучению, а также по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Действия АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" по настоящему делу были квалифицированы судом первой инстанции как нарушение СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", следовательно, действия Творческого центра содержат признаки объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Однако по настоящему делу такая возможность для переквалификации действий АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" отсутствует.
В силу требований ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
На момент рассмотрения настоящей жалобы назначенное АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" судьёй районного суда административное наказание в виде приостановлении деятельности начало исполняться с 30 июля 2020 года с 18 час. 30 мин. - момента временного запрета на осуществление деятельности, наложенного главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО согласно протокола N 23-000032-АР от 30 июля 2020 года (л.д. 5-6).
При таких обстоятельствах действия АНО ТЦ "ДЖЕЛЬСОМИНО" не могут быть переквалифицированы на часть 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это будет противоречить положениям части 5 статьи 4.1 указанного Кодекса и повлечёт ухудшение положения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Помимо этого судьей районного суда оставлено без внимания следующее.
В силу п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, в частности, указывается статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Частью 1 пункта 5 статьи 29.10 КоАП РФ также установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, устанавливающая административную ответственность за совершение конкретного административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Таким образом, исходя из положений ст. 28.2 и ч. 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ, квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений. При нарушении этого правила неизвестно, по какому закону производится привлечение лица к административной ответственности, а значит, и говорить о законности и обоснованности судебных постановлений нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 18 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации Творческий центр "ДЖЕЛЬСОМИНО" (ИНН 7714322768, ОГРН 1107799002288, юридический адрес: 125252, г. Москва, пр-д Березовой Рощи, д. 8) - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.