Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ОАО "РЖД" Гайтанова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. на постановление N 20-54-Г04-00016/01 заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 17 марта 2020 года и решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", УСТАНОВИЛ:
постановлением N 20-54-Г04-00016/01 заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 17 марта 2020 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Коптевского районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года постановление N 20-54-Г04-00016/01 заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 17 марта 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" Бородина Ж.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены, ссылается на то, что объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому на территории Москвы территориальным органом Росприроднадзора; порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.
Защитник ОАО "РЖД" Гайтанов А.А. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ОАО "РЖД" Гайтанова А.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы наступает за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (далее - Правила).
На основании п. 4.3 Правил уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов.
Ответственность за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним возлагается на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях (п. 4.5.18 Правил).
Согласно материалам дела, 27 февраля 2020 года в 09 часов 50 минут в районе дома "***" по улице "***" города Москвы в ходе комиссионного обследования должностным лицом Инспекции по проведению плановых проверок и целевых ОАТИ города Москвы совместно с Департаментом транспорта города Москвы и сотрудниками ОАО "РЖД" санитарно-технического состояния остановочного пункта (платформы) ""***"" выявлены навалы мусора в полосе отвода железной дороги. ОАО "РЖД", как правообладатель указанной территории, ответственное юридическое лицо, не приняло всех зависящих от него мер по уборке мусора, мер по должному санитарному содержанию территории полосы отвода железной дороги, чем нарушило п. 4.3 и 4.5.18 Правил, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 04 марта 2020 года; поручением заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований ОАТИ г. Москвы N 20-54-М06-251 от 26 февраля 2020 года; рапортом главного инспектора Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований ОАТИ г. Москвы от 27 февраля 2020 года; актом комиссионного обследования санитарно-технического состояния железнодорожного пассажирского остановочного пункта (станции) от 27 февраля 2020 года; фототаблицей.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ОАО "РЖД", связанным с нарушением п. 4.3 и 4.5.18 Правил, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Доводы жалобы о том, что на инфраструктуру железнодорожного транспорта не распространяются требования Правил, в компетенцию должностных лиц ОАТИ г. Москвы не входит проведение проверочных мероприятий в отношении земельных участков, являющихся федеральной собственностью, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
На основании ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.31 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Родовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, являются нарушения в области благоустройства города Москвы.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, выражается в нарушении установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства (п. 1.1 Правил).
В соответствии с п. 1.5. Правил государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют: Объединение административно-технических инспекций города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), Государственная жилищная инспекция города Москвы, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление (МОБВУ), префектуры административных округов города Москвы и другие уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями.
Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП утверждено Положение об Объединении административно-технических инспекций города Москвы (далее - Положение), в соответствии с п. 1.1 которого Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, одной из функций которого является государственный контроль в области благоустройства в городе Москве.
ОАТИ г. Москвы осуществляет государственный контроль в области благоустройства в городе Москве за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися правообладателями и/или фактическими пользователями объектов (элементов объектов) благоустройства, либо осуществляющими проведение работ по благоустройству, земляных и иных работ на объектах (элементах объектов) благоустройства, гражданами норм, правил и требований, установленных законами города Москвы и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы в области благоустройства города Москвы (п. 4.3.1 Положения).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что при осуществлении государственного контроля в области благоустройства в городе Москве объектов ОАО "РЖД" и прилегающих к ним территорий выявлено нарушение ОАО "РЖД" 4.3 и 4.5.18 Правил: на остановочном пункте (платформы) ""***"" в районе дома "***" по улице "***" города Москвы, то есть в пределах территории города Москвы, выявлены навалы мусора в полосе отвода железной дороги, что образует в действиях ОАО "РЖД" состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и виновности Общества в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ОАО "РЖД", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, назначено Обществу соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 20-54-Г04-00016/01 заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований Объединения административно-технических инспекций города Москвы от 17 марта 2020 года и решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.