Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Панина Е.Б., поданную на постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 13 мая 2020 года, которым индивидуальный предприниматель Азизов Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, УСТАНОВИЛ:
*** года главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЗАО в отношении индивидуального предпринимателя Азизова Г.С. (далее ИП Азизов Г.С.) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Панин Е.Б. просит об отмене постановления судьи, указывая на то, что назначенное ИП Азизову Г.С. наказание не соответствует санкции ст. 6.6 КоАП РФ.
Азизов Г.С. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, его защитник Панин Е.Б. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Панина Е.Б, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 08.11.2001 N 31 были утверждены Санитарные правила 2.3.6.1079-01, разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1 Правил).
Санитарные правила 2.3.6.1079-01 распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (пункт 1.2 Правил).
Согласно п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
В соответствии с п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 в помещениях, размещенных в жилых домах и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации организации не объединяются с хозяйственно-фекальной канализацией этих зданий.
Показатели микроклимата производственных помещений и помещений для посетителей должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений. При использовании систем кондиционирования воздуха параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать оптимальным значениям санитарных норм. При наличии систем вентиляции с механическим или естественным побудителем параметры должны отвечать допустимым нормам. Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. (п. 4.2 - 4.5 СП 2.3.6.1079-01).
Согласно п. 4.9 СП 2.3.6.1079-01 содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий (п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01).
Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.
Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Для временного хранения готовых блюд до их реализации в организации общественного питания должны быть предусмотрены помещения, оборудованные холодильниками и стеллажами (пп. 5.1, 5.2 СП 2.3.6.1079-01).
Для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно.
По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте (п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01).
В организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя (п. 5.15 СП 2.3.6.1079-01).
За нарушение санитарного законодательства устанавливается, в том числе, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела *** г. должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЗАО в г. Москве (далее Роспотребнадзор) в связи с поступившей жалобой проведено обследование помещение предприятия общественного питания - кафе "**", принадлежащего ИП Азизову Г.С, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г***.
В ходе проведенного обследования выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации предприятия общественного питания, а именно:
- загрузка продукции осуществляется под окнами жилых квартир со стороны торца жилого дома;
- объемно-планировочным решением помещения не предусмотрена последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, предприятие имеет один вход для загрузки товара, посетителей и сотрудников предприятия;
- предприятие не обеспечено моющими и дезинфицирующими средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, на предприятии используется бытовая химия;
- выброс воздуха вытяжной системы вентиляции осуществляется на уровне первого этажа со стороны торца жилого дома под окнами жилых квартир;
- забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется под окнами жилых квартир со стороны фасада жилого дома без механического побуждения;
- тепловое оборудование (микроволновая печь, кофемашина, электрокипятильник), а также 2-х секционная моечная ванна локальными вытяжными системами не оборудованы;
- отсутствует проектная документация смонтированной вентиляционной системы кафе, паспорта по наладке и испытанию систем вентиляции, не проведена оценка эффективности работы вентиляционной системы;
- отсутствуют данные замеров микроклимата помещений кафе, замеров шумов и вибраций от работы вентиляционной системы, данные содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
- не представлены расчеты кратностей воздухообмена, перечень шумозащитных мероприятий, договор на проведение очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха, журнал по ремонту и эксплуатации существующих вентиляционных систем, графики очистки и дезинфекции вентиляционных систем;
- не представлена проектная или иная документация по системе канализации объекта, подтверждающая автономность сетей бытовой и производственной канализации кафе от канализации жилого дома.
Названные действия ИП Азизова Г.С. квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП Азизова Г.С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра принадлежащего индивидуальному предпринимателю помещений; экспертным заключением; договором аренды нежилого помещения; жалобой Т. Т.Ф.; фотоматериалами, иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ИП Азизова Г.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Не оспаривая установленных судьей районного суда обстоятельств совершения правонарушения, его квалификации и вины ИП Азизова Г.С, защитник Панин Е.Б. в жалобе ссылается на неверное определение судьей районного суда размера назначенного наказания. Названный довод заслуживает внимания.
Как следует из резолютивной части обжалуемого постановления индивидуальный предприниматель Азизов Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Между тем санкцией статьи 6.6 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, назначенное ИП Азизову Г.С. наказание соответствует санкции ст. 6.6 КоАП РФ, установленной для юридических лиц, к которым индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, данной нормой не приравнены.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 мая 2020 г. подлежит изменению в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа путем определения его размера в сумме ** рублей.
Порядок и срок давности привлечения ИП Азизова Г.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу защитника Панина Е.Б. удовлетворить частично.
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 13 мая 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Азизова Г.С. изменить, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ** (**) рублей.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.