Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ТАБАК" В** Д.И. на постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 июня 2020 года, которым ООО "ТАБАК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб., УСТАНОВИЛ
15 апреля 2020 года в отношении ООО "ТАБАК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, за нарушение п.3.2.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Дело направлено на рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В настоящей жалобе защитник ООО "ТАБАК" В*** Д.И. ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020г. N762-р ООО "ТАБАК" имело право производить реализацию товаров, не включенных в Приложение 1 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" "Перечень непродовольственных товаров первой необходимости" (табачных изделий, трубок, брелоков, зажигалок), так как, в том числе, производило реализацию товаров первой необходимости - санитарно-гигиенических масок, антисептиков для рук, салфеток влажных, салфеток сухих, мыла туалетного, мыла хозяйственного, бумаги туалетной, спичек, свечей, сжиженного природного газа), включенных в утвержденные перечни непродовольственных товаров первой необходимости.
В судебном заседании защитник ООО "ТАБАК" по доверенности В*** Д.И. жалобу поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "ТАБАК" по доверенности В** Д.В, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации определено: обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Полномочия Мэра Москвы определены Законом г. Москвы от 28.06.1995г. "Устав города Москвы", пунктом 3 статьи 41 которого определено, что в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
В соответствии с подп. "б" п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
Пунктами 3.2, 3.2.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ), предписано временно приостановить с 28 марта 2020 г. по 1 мая 2020 г. работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Как установлено судьей и усматривается из материалов дела, 15 апреля 2020 года в 13 часов 28 минут ООО "ТАБАК", осуществляло работу розничного магазина, расположенного по адресу: ***, реализуя покупателям непродовольственные товары, не включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, а именно: табачных изделий, трубок, брелоков, зажигалок. По указанному адресу в торговом зале магазина на прилавках, в витринах расположены товары, осуществляется демонстрация их образцов, предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи. Продажа указанных товаров осуществлялась любому обратившемуся потребителю, то есть неопределенному кругу потребителей, препятствий для входа потребителей в магазин не установлено, информация о временном приостановлении работы магазина на период режима повышенной готовности отсутствует. 15.04.2020г. в 13:28 покупателю были проданы сигареты "Винстон".
Действия ООО "Табак" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Табак" подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений; кассовым чеком; фотоматериалами и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ТАБАК" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем, отвечает признакам допустимости доказательства по делу.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств осуществления ООО "ТАБАК" работы розничного магазина, расположенного по адресу: ***, в нарушение установленного пунктами 3.2, 3.2.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ), временного запрета с 28 марта 2020 г. по 1 мая 2020 г. работы объектов розничной торговли, выразившегося в реализации покупателям непродовольственных товаров, не включенных в перечень товаров первой необходимости, утвержденный данным указом неопределенному кругу потребителей, судья районного суда правильно установил, что у ООО "ТАБАК" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г.Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 3.2.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "ТАБАК" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Довод жалобы о том, что ООО "ТАБАК" имело право производить реализацию товаров, не включенных в Приложение 1 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" "Перечень непродовольственных товаров первой необходимости" (табачных изделий, трубок, брелоков, зажигалок), так как, в том числе, производило и реализацию товаров первой необходимости - санитарно-гигиенических масок, антисептиков для рук, салфеток влажных, салфеток сухих, мыла туалетного, мыла хозяйственного, бумаги туалетной, спичек, свечей, сжиженного природного газа, со ссылкой на Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020г. N762-р, был проверен судьей районного суда и обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в постановлении.
Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку факт осуществления Обществом в период временного запрета с 28 марта 2020 г. по 1 мая 2020 г. работ ы специализированного магазина, не относящегося к указанным в п. 3.2.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" специализированным объектам розничной торговли, работа которых разрешена, подтверждается совокупностью представленных доказательств и позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "ТАБАК" в совершении вмененного административного правонарушения.
То обстоятельство, что ООО "ТАБАК" приняло на реализацию непродовольственные товары, в том числе, санитарно-гигиенические маски, антисептики для рук, салфетки влажные, салфетки сухие, мыло туалетное, мыло хозяйственное, бумагу туалетную, спички, свечи, в подтверждение чего в материалы дела представлены копии товарных накладных N23 от 25.02.2020 года; N 35 от 11.03.2020г, договора поставки товара N06/20 от 21 февраля 2020 года, не освобождало ООО "ТАБАК", основным видом деятельности которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах, от выполнения требований п. 3.2.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" о временном приостановлении с 28 марта 2020 г. по 1 мая 2020 г. работы данного объекта розничной торговли. Данное обстоятельство не свидетельствует о неправильной квалификации действий ООО "ТАБАК" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ
По существу доводы заявителя являются несогласием с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, и является справедливым.
Оснований для изменения вида назначенного наказания не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ТАБАК", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.