Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО "РАПО" генерального директора Апозяна *** на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы С*** Д.В. N *** от 29 августа 2019 года, решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.48 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "РАПО", УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы С*** Д.В. N *** от 29 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 22 ноября 2019 года ООО "РАПО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.48 КоАП г.Москвы и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель ООО "РАПО" генеральный директор Апозян *** ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, виновность ООО "РАПО" не доказана, являясь исполнителем по договору на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий района Нагатино-Садовники, заключенному 5 апреля 2019 года с ГБУ г.Москвы "***", ООО "РАПО" выполняло мероприятия по рациональному использованию и охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, обязанности получать предусмотренное законом заключение органа исполнительной власти города Москвы договор на исполнителя работ не возлагает. Суд не применил положения КАС РФ о замене ненадлежащего административного ответчика и не дал должной оценки представленным ООО "РАПО" доказательствам, подтверждающим правомерность действий Общества при производстве работ по договору, свидетельствующих о том, что запечатывания озелененных участков с грунтовым покрытием Общество не производило, осуществляло работы по замене имевшегося асфальтобетонного покрытия на новое.
В судебном заседании защитник ООО "РАПО" по доверенности А*** Р.Р. жалобу поддержал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника А*** Р.Р, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи.
Статьей 4.48 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушения в области охраны и рационального использования городских почв, в том числе загрязнение, захламление, запечатывание территории без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, а также несоблюдение требований и условий, содержащихся в заключении, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст.1 Закона г. Москвы от 05.05.1999г. N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон г. Москвы от 05.05.1999г. N 17) о зелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.
Согласно ст.7 Закона г. Москвы от 05.05.1999г. N 17 граждане и юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность зеленых насаждений. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно ч.3 ст.8 Закона г. Москвы от 04.07.2007г. N 31 "О городских почвах" (далее - Закон г. Москвы от 04.07.2007г. N 31) с обственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков обязаны осуществлять строительные и иные виды работ, приводящие к запечатыванию территории, при наличии положительного заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.10 Закона г. Москвы от 04.07.2007г. N 31 при использовании городских почв должны выполняться, в том числе, требования по соблюдению федерального законодательства, законов города Москвы, а также иных нормативных правовых актов города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв; должны осуществляться необходимые мероприятия по охране почв, их рациональному использованию, сохранению плодородия почв, а также мероприятия по предотвращению деградации городских почв в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно п.1 ч.2 ст.11 Закона г. Москвы от 04.07.2007г. N 31 в целях минимизации негативного воздействия на городские почвы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не допускается проведение работ с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы, которые могут привести к деградации городских почв, неправомерному запечатыванию территории.
Согласно ч.15 ст.1 Закона г. Москвы от 04.07.2007г. N 31 запечатывание территории - покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами вследствие застройки, асфальтирования и иной деятельности.
В соответствии с п.8.1.4 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002г, (далее - Правила) п роведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В соответствии с п.8.1.5 Правил При проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при создании, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов озеленения и работ по благоустройству и обустройству территорий (земельного участка), капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, размещении и установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется заключение о соответствии проектной документации требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждений.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, в результате обследования 23 апреля 2019 года в 11 часов 00 минут выявлено несоблюдение ООО "РАПО" требований законодательства в области охраны и рационального использования городских почв, а именно: ООО "РАПО", являясь исполнителем по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения от 05.04.2019г. N *** по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий района Нагатино-Садовники за счет средств стимулирования управы района в 2019 году, допустило запечатывание участков дворовой территории по адресу: ***, в виде устройства асфальтовых покрытий в отсутствие положительного заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в нарушение ч.3 ст.8, ч.ч.1, 2 ст.10, п.1 ч.2 ст.11 Закона г.Москвы от 04.07.2007г. N31, ст.7 Закона г.Москвы от 05.05.1999г. N17, п.1.8.4 Правил.
Факт правонарушения и вина ООО "РАПО" в его совершении подтверждается материалами дела, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; заданием на проведение мероприятия по контролю; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; фотоматериалами; актом о проведении мероприятия по контролю от 23.04.2019г. N ***; гражданско-правовым договором бюджетного учреждения от 05.04.2019г. N ***; планами земельных участков по адресу: Нагатинская набережная, д.д.22, 26; выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Действия ООО "РАПО" квалифицированы по ст. 4.48 КоАП г.Москвы.
Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.
Утверждение о том, что дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, является не обоснованным. Изучение материалов дела свидетельствует, что к выводу о виновности ООО "РАПО" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по чст.4.48 КоАП г. Москвы должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.
Утверждение заявителя о том, что ООО "РАПО" не является субъектом вмененного административного правонарушения, служить основанием для отмены обжалуемых актов не может, поскольку опровергается указанными выше доказательствами, являясь исполнителем по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения от 05 апреля 2019г. N *** на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий района Нагатино-Садовники по вышеуказанному адресу, ООО "РАПО", в соответствии с условиями договора приняло на себя обязательства, в том числе, по выполнению работ в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, по выполнению мероприятий по рациональному использованию и охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002г. N 743-ПП.
Согласно имеющимся в материалах дела плану земельного участка по адресу: *** кв.м. представляли собой озелененную территорию с грунтовым покрытием; согласно плану земельного участка по адресу: ***, два заасфальтированных участка (площадки) общей площадью *** кв.м. представляли собой участки с грунтовым и щебеночным покрытием (л.д.271, 272), что опровергает утверждение заявителя о том, что Общество не производило запечатывания озелененных участков с грунтовым покрытием не производило, осуществляло работы по замене имевшегося асфальтобетонного покрытия на новое.
Факт запечатывания городских почв общей площадью *** кв.м. по указанному адресу был выявлен в ходе проведенного должностным лицом административного органа в установленном порядке обследования территории. При этом, проектная документация на проведение каких-либо видов работ по адресу: *** в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на рассмотрение не поступала, положительное заключение на п роведение работ с запечатыванием почвы Департаментом не выдавалось.
Представленные заявителем в материалы дела локальные сметные расчеты и акты обследования выполненных работ установленные обстоятельства не опровергают.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "РАПО" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Правил обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "РАПО" правильно квалифицированы по ст. 4.48 КоАП г. Москвы, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение в области охраны и рационального использования городских почв - запечатывание территории.
Выводы о виновности ООО "РАПО" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что суд не применил положения КАС РФ о замене ненадлежащего административного ответчика основаны на ошибочном толковании закона, поскольку Согласно ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе обжалование вынесенных по этим делам судебных постановлений, осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Врамках рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенному в отношении ООО "РАПО", какая-либо правовая оценка действиям иных лиц дана быть не может.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей ООО "РАПО" назначено в пределах санкции ст. 4.48 КоАП г. Москвы, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, в связи с чем назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Постановление о привлечении ООО "РАПО" к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется, данные акты являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы С*** Д.В. N *** от 29 августа 2019 года, решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.48 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "РАПО" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.