Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России" на постановление судьи Савеловского районного суда от 02 декабря 2019 года, которым ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., УСТАНОВИЛ
24 октября 2019 года в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Х*** И.Г. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что вина ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не доказана, субъектом вмененного административного правонарушения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является, правомочия собственника недвижимого имущества осуществляет Департамент строительства Минобороны России. Также не исследован вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий, что делает невозможным исполнение судебного постановления.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель Мосгорнаследия Ч*** М.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, указав, что у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России имелась возможность исполнить требования выданного предписания, которое обжаловано не было.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Мосгорнаследия Ч*** М.А, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п.3 ст.20 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что ФГКУ "Центральное ТУИО "Минобороны России" является пользователем здания по адресу***. Данное здание принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс Спасских казарм". ФГКУ "Центральное ТУИО "Минобороны России" было выдано предписание N *** от 06.03.2019 г. которым было предписано в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия: провести работы по сохранению объекта, информировать Мосгорнаследие о соблюдении сроков проведения работ и о периодичности проведения работ по сохранению, в соответствии со сроками, установленными актом технического состояния от 11.01.2019 г. N *** (01.10.2019г.). Однако в установленный срок предписание от 06.03.2019 г. исполнено не было.
Действия ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия; предписанием от 6 марта 2019 г. N ***г.; актом осмотра объекта культурного наследия от 3 октября 2019 г.; актом технического состояния объекта культурного наследия от 11.01.2019г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия; ответом на служебную записку от 3 октября 2019 г.; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не поступало.
Вопреки доводам жалобы в силу требований ст. 10, 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, являясь владельцем вышеуказанного объекта культурного наследия, обязано в установленный предписанием срок исполнить содержащиеся в нем требования.
Как усматривается из материалов настоящего дела, вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения находится во владении у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления.
Таким образом, обязанность по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия возникла у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в силу прямого указания закона (п.1 ч.1 ст.47.3, ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", п.3 ст.20, п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26).
Как установлено, 6 марта 2019 г. Мосгорнаследие вынесло в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России предписание N ***, пунктом 1 которого на ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России возложена обязанность в срок до 01 октября 2019 г. провести работы согласно составу (перечню) видов работ по сохранению объекта культурного наследия при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ, установленных актом технического состояния объекта.
Предписанием ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России разъяснено, что в случае невозможности его исполнения по независящим от учреждения причинам, учреждение вправе не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока его исполнения, чего делано не было.
При вышеизложенном, доводы заявителя о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не является субъектом вмененного административного правонарушения несостоятельны.
При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Действия ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России правильно квалифицированы судьей по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в совершении вмененного правонарушения.
Ссылка в жалобе на то, что судом не исследован вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий, не свидетельствует о том, что дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч.4 ст.24.5 КоАП РФ. В ходе производства по делу об административном правонарушении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не заявляло о наличии соответствующих обстоятельств, исключающих производство по делу, сведений о внесении руководителем учреждения в установленном порядке предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач и не выделении бюджетных ассигнований на указанные цели, не предоставляло.
Постановление судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено судьей ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 02 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.