Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Гришина С.В. и Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 30 апреля 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных майором в отставке Легковым Александром Николаевичем требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком увольнения истца с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителей истца - Верещагина В.Н. в обоснование поданной жалобы, командира войсковой части N - подполковника Урсула Ю.А. и начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - Удовиченко Н.Б, возражавших против удовлетворения жалобы, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Арефьева М.С, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказами командира войсковой части N от 25 и 30 декабря 2019 г. N 262 и N 201 Легков А.Н, относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а с 31 декабря 2019 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Легков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что уволен с военной службы без обеспечения жильем, на что своего согласия не давал. Поэтому он просил признать незаконными действия командования, связанные с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, а соответствующие приказы отменить.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование он излагает обстоятельства дела и, анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что не мог быть уволен с военной службы до реализации его жилищных прав путем предоставления субсидии для приобретения либо строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия). Истец считает, что после исключения из списков личного состава воинской части он обязан был сдать служебное жилое помещение. Поэтому на данный момент он, будучи уволенным с военной службы до предоставления жилищной субсидии, какого-либо жилого помещения не имеет.
Кроме того, ссылаясь на состояние своего здоровья, Легков А.Н. утверждает, что не мог пользоваться предоставленной в 2016 году служебной квартирой, расположенной на тринадцатом этаже жилого дома.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 23 этого Федерального закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в пункте 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, военнослужащие, пожелавшие изменить место своего жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона от
27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абзаце втором п. 1 ст. 23 названного федерального закона, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение с военной службы до получения жилого помещения. Указанные военнослужащие в целях соблюдения гарантии их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы законодателем выделены в отдельную категорию граждан, которыми это право реализуется по избранному месту жительства.
Следовательно, реализация права истца на получение жилого помещения по избранному месту жительства возможна после его увольнения с военной службы.
Как видно из материалов дела, Легков А.Н, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, в декабре 2016 года составом семьи их трех человек был обеспечен по месту прохождения военной службы в
"адрес" служебной трехкомнатной квартирой общей площадью 74, 1 кв.м, соответствующей установленным в данном городе нормам.
В октябре 2019 года заключением военно-врачебной комиссии Федерального государственного казенного учреждения "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ истец признан негодным к военной службе, после чего представлен к увольнению с военной службы в отставку по состоянию здоровья и приказом командира войсковой части N от 25 декабря 2019 г. N 262 уволен по указанному основанию. До издания командованием этого приказа Легков А.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял.
В рапортах от 13 и 30 декабря 2019 г, а также в ходе проведенной с ним
16 декабря 2019 г. беседы на предмет предстоящего увольнения истец подтвердил свою обеспеченность служебным жилым помещением, однако выразил несогласие с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части до реализации его жилищных прав путем предоставления жилищной субсидии.
30 декабря 2019 г. на основании приказа командира войсковой части N от N 201 после сдачи дел и должности и обеспечения положенными видами довольствия он исключен из списков личного состава этой воинской части с 31декабря того же года.
Между тем, на основании поданного 16 декабря 2019 г. заявления ЛегковА.Н. с составом семьи из трех человек 3 февраля 2020 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства "адрес" с формой обеспечения - жилищная субсидия.
В последующем 10 февраля 2020 г. он по собственной инициативе при отсутствии препятствий к проживанию и требований по освобождению служебной квартиры сдал ее жилищным органам Министерства обороны РФ, получив справку о сдаче жилого помещения от 18 февраля 2020 г. N 42.
Таким образом, к моменту издания приказа об увольнении с военной службы по состоянию здоровья Легков А.Н. был обеспечен по месту прохождения военной службы благоустроенным служебным жилым помещением.
Доводам жалобы, касающимся сдачи истцом служебного жилого помещения, в судебном решении дана надлежащая правовая оценка с указанием на их несостоятельность. К тому же военнослужащим, указанным в абзацах 2 и 3 п. 1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставлена гарантия реализации положений статьи 40 Конституции РФ - запрет на выселение из жилья по месту службы до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства.
При этом суд правильно указал в решении, что право истца на обеспечение жилым помещением может быть реализовано и после его увольнения с военной службы. Следовательно, вывод гарнизонного военного суда об отсутствии препятствий для увольнения Легкова А.Н. с военной службы является обоснованным и правомерным.
Нарушений процедуры увольнения, влекущих отмену приказа о досрочном увольнении административного истца с военной службы, командованием допущено не было. Перед изданием этого приказа командиром воинской части соблюдена процедура, предусмотренная п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В частности, с ним проведена беседа по вопросу предстоящего увольнения с военной службы, о чем 16 декабря 2019 г. составлен лист беседы, содержащий подпись военнослужащего.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о законности приказа командира войсковой части N от 25 декабря 2019г. N 262 о досрочном увольнении Легкова А.Н. с военной службы.
Поскольку приказ об исключении из списков личного состава воинской части административный истец оспаривал только в связи с неправомерностью, по его мнению, увольнения с военной службы без реализации права на жилье, суд первой инстанции, не усмотрев нарушений, влекущих его отмену, обоснованно указал на необходимость отказа в удовлетворении требований об отмене этого приказа и восстановлении истца в указанных списках.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 30 апреля 2020г. по административному исковому заявлению Легкова Александра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.