Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Шендрикова И.В, судей Меркулова Д.В. и Санникова А.Б, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 мая 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных капитаном Щегровым Денисом Александровичем требований об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения административного истца Щегрова Д.А. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от 22января 2020 г. N 10 ЩегровуД.А. прекращена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Щегров Д.А, оспорив в суде указанный приказ, с учетом уточнения своих требований, просил обязать командира войсковой части N этот приказ отменить и возобновить ему производство денежной компенсации, начиная с 20 января 2020 г.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции автор жалобы указывает, что ему неправомерно прекращена выплата денежной компенсации, поскольку в декабре 2019 года на состав семьи из трех человек ему была предложено служебное жилое помещение, несоответствующее требованиям санитарных и технических норм и общей площадью менее нормы предоставления, составляющей 18 кв.м. на одного человека. Поэтому его отказ от этого жилья не мог повлечь прекращение выплаты денежной компенсации за наем жилья, в котором он проживает и осуществляет на основании соответствующего договора. К тому же своего согласия на предоставление служебного жилого помещения ниже установленной нормы, он не давал.
Обращает внимание, что, несмотря на наличие в материалах дела фото-фиксации и актов технического состояния жилого помещения, свидетельствующих о невозможности проживания в предоставленном ему жилье, судом данные обстоятельства во внимание не приняты, а предоставленные им доказательства неудовлетворительного санитарного и технического состояния жилого помещения, надлежащей правовой оценки не получили. Также суд не принял во внимание акт комиссионной проверки использования по назначению жилого помещения специализированного служебного фонда Министерства обороны Российской Федерации от 23 января 2020 г. о неудовлетворительном состоянии жилого помещения. По мнению истца, является несостоятельной ссылка в решении на справку - доклад от 28 апреля 2020 г. и акт проверки специализированного жилого помещения от 29 апреля 2020г, поскольку эти документы составлены после его отказа от распределенного ему служебного жилья и перераспределения этого жилого помещения другому военнослужащему.
В возражениях представитель командира войсковой части N просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Жилые помещения в общежитиях предоставляются размером не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В пунктах 2 и 3 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.
Согласно пунктам 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27мая 2016 г. N303, данная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее - финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Следовательно, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, признанному нуждающимся в специализированном жилом помещении по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием. Основанием для начала выплаты названной компенсации является волеизъявление военнослужащего, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации. При этом выплата производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Вопреки доводам жалобы, содержание перечисленных выше правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что в случае отказа военнослужащего от предложенного служебного жилого помещения, право на получение указанной денежной компенсации возникает у военнослужащего лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему и подачи таким военнослужащим нового рапорта о предоставлении денежной компенсации. При этом при наличии иного подлежащего распределению служебного жилого помещения жилищные органы могут вновь предложить его военнослужащему.
Как видно из материалов дела, Щегров Д.А. проходит военную службу в войсковой части N. Решением заместителя начальника отдела ("адрес") федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 4августа 2015 г, оформленного уведомлением N 1929, он составом семьи два человека с 22июля 2015 г, включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
На основании решения того же должностного лица от 1 декабря 2016 г. N 287 в состав семьи истца с 23 ноября 2016г. включена его дочь "адрес".
Из пояснений истца, данных им суду первой инстанции, следует, что он с семьей на основании договора найма проживает в жилом помещении по адресу: "адрес"
11 декабря 2019 г. Щегрову Д.А. было предложено служебное жилое помещение в виде двух комнат в общежитии, общей площадью 35, 92 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", от которого он 16 декабря 2019 г. отказался, произведя запись на корешке N 2 сообщения о распределения жилого помещения, о несоответствии предоставляемого жилья требованиям санитарных и технических норм. При этом истцом был составлен акт осмотра технического состояния помещения и на имя начальника жилищного органа направлено заявление с приложением фото-фиксаций, подтверждающих факт неудовлетворительного состояния распределенного ему жилья.
С 1 января 2020 г. выплата денежной компенсации истцу не производится. При этом согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 17 июня 2020г. N108 денежная компенсация за период с 16 по 31 декабря 2019 г. истцу выплачена.
Из справки - доклада от 28 апреля 2020 г, сообщения начальника жилищного органа от 29 апреля 2020 г. N184/07/6373 и договора найма жилого помещения в общежитии от 30 января 2020г. NЮРУЖО-07/04/32-2020 следует, что распределенное Щегрову Д.А. служебное жилое помещение свободным не является и перераспределено другому военнослужащему - матросу Т.И. которая осуществив уборку данного жилья, ремонт водопровода и электропроводки, с 16 февраля 2020 г. в него вселена и проживает.
Частями 2, 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, независимо от формы собственности, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Аналогичное требование в отношении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, закреплено в пункте 1 Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017г. N 11.
То есть, предоставление служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений в общежитиях является мерой временного размещения военнослужащих до предоставления служебного жилья по установленным нормам. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является заключение межведомственной комиссии.
Вопреки доводам жалобы, вопрос пригодности для проживания предложенного истцу жилого помещения подробно исследовался судом первой инстанции.
Как видно из ответа командира войсковой части от 26 февраля 2020 г. N 575 на рапорт Щегрова Д.А. от 25 февраля 2020 г, выплата денежной компенсации приостановлена в связи с его отказом от предоставленного ранее служебного жилого помещения. При этом указано, что обследование указанного жилого помещения межведомственной комиссией на предмет его пригодности для проживания не проводилось и соответствующее заключение не выносилось, в связи с чем мотивация отказа истца по причине несоответствия нормам действующего законодательства, необоснованна.
Кроме того, в данном ответе дана ссылка на указание командующего войсками Южного военного округа от 24 июня 2016 г. N 1ю/7146, согласно которому выплата денежной компенсации военнослужащим не производится в случае необоснованного их отказа от предложенного по месту службы жилого помещения.
Поскольку у жилищного органа имелась возможность обеспечить ЩегроваД.А. пригодным для проживания жилым помещением соответствующему установленным ч.1 ст.105 ЖК РФ нормам предоставления жилых помещений в общежитии, но он от него отказался, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истцу правомерно прекращена выплата компенсации.
В данном случае отказ истца, без указания достаточных на это оснований, от проживания в предоставленном ему жилом помещении специализированного служебного фонда по месту прохождения военной службы, обоснованно судом признан неправомерным.
Утверждение в жалобе о непригодности жилья для проживания (ввиду наличия отдельных недостатков) является несостоятельным, поскольку акт комиссионной проверки использования по назначению жилого помещения специализированного служебного фонда Министерства обороны Российской Федерации от 23 января 2020 г. о неудовлетворительном состоянии жилья не может подменить сделанное в установленном порядке заключение межведомственной комиссии.
Вопреки доводам жалобы, все приведенные в ней ссылки учтены судом первой инстанции и нашли свое правильное разрешение, о чем указано в судебном акте с приведением надлежащей правой аргументации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 8 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Щегрова Дениса Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.