Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 августа 2020 года гражданское дело N2-339/2020 по апелляционной жалобе Дубровина Александра Николаевича на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года по иску Дубровина Александра Николаевича к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дубровин А.Н. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа") о признании ветераном боевых действий, отмене решения от 28.12.2018 об отказе в выдаче удостоверения и обязании выдать удостоверение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 01.08.1985 по 21.08.1985 находился в составе тактической группы майора Калинина Е.В, в должности второго штурмана самолета ТУ - 95рц под командованием командира экипажа майора Маслова А.Н, участвовал в выполнении полетов на воздушную разведку, в том числе в выполнении специальных боевых полетов на воздушную разведку с аэродрома Луанда (Народная Республика Ангола). Решением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа от 28.12.2018 истцу отказано. Полагал отказ незаконным, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28.01.2020 отказано в удовлетворении иска Дубровина А.Н.
В апелляционной жалобе истец Дубровин А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец Дубровин А.Н. посредством телефонной связи, что подтверждается телефонограммой (л.д.79), ответчик ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" путем направления судебного извещения по адресу места нахождения и полученного 15.06.2020, в письменном ходатайстве просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в приказе командира войсковой части полевая почта 56127 N126 от 06.08.1985 указано, "числить 6 августа 1985 года прибывшими в служебную командировку из Гаваны (Куба) экипажи самолетов ТУ-95 как указано ниже:... 15.Дубровин Александр Николаевич... ".
В приказе командира войсковой части полевая почта 56127 N129 от 15.08.1985 указано, "числить 15 августа 1985 года убывшими из служебной командировки в Гавану (Куба) экипажи самолетов ТУ-95 как указано ниже:... 15. Дубровин Александр Николаевич... ".
29.11.2018 истец обратился в ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" с заявлением о выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий".
Решением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Западного военного округа от 28.12.2018 истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий со ссылкой на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие участие в боевых действиях в Анголе, абзац 6 пункта 8 Порядка выдачи удостоверений в МО РФ, утвержденного приказом МО РФ от 29.09.2017 N595.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что для признания лица ветераном боевых действий необходимо предоставление в компетентный орган, на который возложена обязанность по рассмотрению заявлений граждан о выдаче такого рода удостоверений, документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2017), к числу которых относятся документы, подтверждающие факт непосредственного участия обратившегося лица в боевых действиях, такие документы в материалы настоящего гражданского дела не предоставлены. Кроме того, сам по себе факт нахождения лица на территории государств, городов в период ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закрепленных в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" не свидетельствует о безусловном его участии в боевых действиях.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относят:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Согласно статье 28 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министром обороны Российской Федерации приказом от 11 августа 2012 года N2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
29 сентября 2017 года Министром обороны Российской Федерации был принят приказ N595 об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно пункту 8 которого, вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах").
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Вместе с тем, представленные истцом суду доказательства не позволяют сделать вывод о непосредственном участии Дубровина А.Н. в боевых действиях в спорный период, поскольку они не подтверждают факт направления истца в другое государство органами государственной власти СССР и факт непосредственного участия истца в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени. Данный вывод согласуется письмом ФГКУ Центральный архив N11315 от 02.10.2018, в котором указано, что в филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив ВМФ г. Гатчина) документов (в том числе боевых приказов), подтверждающих участие в боевых действиях на территории Анголы в 1985 году личного состава войсковой части 90491 и непосредственно Дубровина А.Н. не имеется.
Само по себе прохождение истцом службы в спорный период на территории Анголы не означает участия в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.