Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Пошурковой Е.В.
Судей
Овчинниковой Л.Д, Цыганковой В.А, При секретаре
Фомичевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2020 года гражданское дело N 2-2745/2019 по апелляционной жалобе ФКУЗ Медико-санитарная часть N78 ФСИН России на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2019 года по иску Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУЗ Медико-санитарная часть N78 ФСИН России об обязании организовать медицинскую деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В, объяснения представителя Ленинградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - Федорова В.И, представителя ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Мироновой А.В, - судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ленинградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ -78 ФСИН России, в котором просил обязать ответчика организовать оказание медицинской помощи Здравпунктом N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, расположенного на территории ФКУ "Колония -поселение N8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения ответчиком требований уголовно - исполнительного законодательства в части оказания медицинской помощи осужденным в Здравпункте N 1 филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИТН России, отбывающим наказание в ФКУ "Колония-поселение N 8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ КП-8), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7. В ходе проверки установлено, что медицинская деятельность проводится в отсутствии лицензии, представление, направленное прокуратурой в адрес ответчика, не исполнено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2019 года постановлено: исковое заявление Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУЗ Медико-санитарная часть N78 ФСИН России - удовлетворить;
Обязать ФКУЗ Медико-санитарную часть N78 Федеральной службы организовать оказание медицинской помощи Здравпунктом N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, расположенного на территории ФКУ "Колония -поселение N8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
Взыскать с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N78 Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН России госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб. (триста рублей).
В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения ст. 41, 42 Конституции РФ гарантируют гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч.6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ст. 12 ФЗ РФ от 21.07.1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон от 21.07.1993 года N 5473-1), правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу ст. 13 Закона от 21.07.1993 года N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно -исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с п. 5 ст. 101 УИК РФ, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п. 1 Приказа Минюста России от 28.12.2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лица, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным. отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы в соответствии с ч. 1 ст. 37 и ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.1.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как предусмотрено п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения ответчиком требований уголовно - исполнительного законодательства в части оказания медицинской помощи осужденным в Здравпункте N 1 филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России.
В соответствии с п. 2.1. Устава, к целям деятельности ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России относится медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение.
Согласно п.п. 2.5, 2.5.1 для достижения целей, указанных в п. 2.1. Устава, ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России обеспечивает организацию медицинской деятельности в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 6.1, 6.7. Устава в состав ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят, в том числе, филиал "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, который осуществляет медицинское обслуживание ФКУ "Колония поселение N 8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В ходе проверки было установлено, что осужденным, отбывающим наказание в ФКУ "Колония-поселение N 8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ КП-8), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7, медицинские услуги оказываются без соответствующей лицензии.
В обоснование данной позиции прокурор указал, что 03.10.2018 года ответчик получил лицензию на осуществление медицинской деятельности Здравпункта N 1 по предыдущему месту расположения ФКУ КП-8 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Борисово Грива, лит. А пом. 1, пом. 6, 8. При этом лицензия на медицинскую деятельность Здравпункта N 1 по новому месту расположения ФКУ КП-8 - Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7, до настоящего времени не получена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку проведенной прокуратурой проверкой установлено, что медицинская деятельность проводится с нарушением требований действующего законодательства, направленные в адрес организации предписания об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнены, то имеются основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем обязал ФКУЗ Медико-санитарная часть N78 Федеральной службы Исполнения Наказаний организовать оказание медицинской помощи Здравпунктом N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, расположенного на территории ФКУ "Колония-поселение N8" УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Оценивая указанный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия не может с ним согласиться ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что прокурором, фактически, предъявлены требования, основанные на отсутствие у Здравпункта N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту расположения ФКУ КП-8 - Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7.
Вместе с тем, как предусмотрено статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами и наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуя на основании утвержденных им положений.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
Таким образом, действующее федеральное законодательство не допускает возможности получения отдельной лицензии филиалом или представительством юридического лица.
Как следует из содержания п. 6.7 Устава ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, "Медицинская часть N3" является филиалом ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России (л.д. 80), а Здравпункт N 1, в свою очередь, является структурным подразделением "Медицинской части N3", осуществляющим медицинское обслуживание ФКУ КП-8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, в данном случае, будет являться наличие непосредственно у ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7.
В соответствии с представленной в материалы дела лицензией N ФС-60-01-000167 от 26.04.2019, (приложение N 24 к лицензии), ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России имеет право на осуществление медицинской деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб. д. 7, лит. Д. (л.д. 154), то есть по месту расположения Здравпункта N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, обслуживающего ФКУ КП-8.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, поскольку действующим законодательством получение лицензии филиалом медицинского учреждения не установлено; при этом, лицензией ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России предусмотрено право на осуществление медицинской деятельности по месту расположения Здравпункта N1 филиала "Медицинская часть N3" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России; судебная коллегия приходит к выводу, что требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ответчиком были соблюдены, вследствие чего оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2019 года подлежит отмене, а исковые требования Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2019 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУЗ Медико-санитарная часть N78 ФСИН России об обязании организовать медицинскую деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.