Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
судей
Козловой Н.И, Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года апелляционную жалобу Ворса Олега Александровича на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года по гражданскому делу N 2-7582/2020 по иску Ворса Олега Александровича к Управлению ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л, выслушав объяснения истца Ворса О.А, представителя ответчика Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кардонова А.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ворс О.А. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать решение об отказе в выплате истцу пенсии за выслугу лет с момента ее прекращения в Республике Казахстан неправомерным, обязать Управление ФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с Соглашением стран СНГ "О гарантиях прав граждан стран - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года, и письмом Минсоцзащиты населения РФ от 31.01.1994 года N 1-369-18, за период с 01.05.2018 года.
Также просил признать решение по исключению календарного периода службы с 24.09.1992 года по 16.03.2012 года для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет неправомерным, обязать Управление ФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести перерасчет начисления пенсии с учетом назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет 40 % от суммы денежного довольствия с 01.05.2018 года.
В обоснование заявленных требований истец Ворс О.А, указал, что в апреле 2018 года выехал из Республики Казахстан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В соответствии с решением ГУ МВД России по Иркутской области от 13.11.2018 года принял гражданство РФ и ему согласно статьи 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ после оформления необходимых документов, Управлением ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в мае 2019 года возобновлена выплата пенсии по выслуге лет, как гражданину России, с 13.11.2018 года.
Истец считает, что пенсия за выслугу лет ему должна был быть назначена с 01.05.2018 года, в обоснование требований ссылается на то, что в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, выплата пенсии по прежнему месту жительства в Казахстане прекращена, пенсия выплачена по 30.04.2018 года, просит обязать ответчика начислить пенсию за период с 01.05.2018 года по 31.10.2018 года, ссылаясь на то, что соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан стран - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года, при переселении пенсионера в пределах государств - участников соглашения, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера, и абзаца 6 пункта 1 Письма Минсоцзащиты населения РФ от 31.01.1994 года N 1-369-18, предусматривающим, что если пенсия не получена от государства, назначившего пенсию, переселившийся из стран СНГ пенсионер вправе претендовать на ее получение от государства прибытия, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором им получен вид на жительства (регистрация по месту жительства), пенсия ему назначена незаконно с даты получения гражданства РФ 13.11.2018 года, а следовало назначить с 01.05.2018 года.
Также истец указывает, что в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет ему засчитан в календарном исчислении только период его военной службы в Вооруженных силах СССР и Пограничных войсках КГБ СССР с 05.08.1976 года по 24.09.1992 года в количестве 16 лет 01 месяца 19 дней, что соответствует размеру надбавки 25 % к окладу денежного содержания. Истец считает, в выслугу лет должен быть зачтен весь стаж военной службы с 05.08.1976 года по 16.03.2012 год, в том числе стаж военной службы в Казахстане с 24.09.1992 года по 16.03.2012 года, в результате его надбавка будет выше и составлять 40 % к окладу денежного содержания.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований Ворса О.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ворс О.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о незаконности начисления ежемесячной надбавки в размере 25% оклада денежного содержания является правильным и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Правовые основания назначения и выплаты пенсий военнослужащим регулируются Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), статьей 56 которого предусмотрено, что выплата пенсий производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионеров в пределах РФ.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
В статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 года и в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
На основании статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии может быть продолжена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства, в случае отсутствия правовых оснований для назначения пенсии того же вида по новому месту жительства. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по национальному законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Это согласуется и с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09 декабря 2009 года.
В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
В соответствии с Консультативным заключением N 01-1/2-09 от 09.12.2009 года Экономического Суда СНГ "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года", при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство - участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки выслугу лет.
При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Как следует из статьи 2 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
В Российской Федерации Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ворс О.А. проходил службу в Вооруженных силах бывшего Союза ССР и Пограничных войсках КГБ СССР с 05.08.1976 года по 24.09.1992 года в количестве 16 лет 01 месяц 19 дней, что соответствует размеру надбавки 25% к окладу денежного содержания (статья 13 ФЗ от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в этой части по доводам апелляционной жалобы истца, надбавка ему установлена правомерно в соответствии с национальным законодательством.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что решение подлежит частично отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в выплате пенсии за выслугу лет с момента ее прекращения в Республике Казахстан неправомерным, обязании Управления ФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести выплаты пенсии за выслугу лет в соответствии с Соглашением стран СНГ "О гарантиях прав граждан стран - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года, и письмом Минсоцзащиты населения РФ от 31.01.1994 года N 1-369-18, за период с 01.06.2018 года по следующим основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
Соглашением от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным соглашением.
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 года.
В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации (статья 3).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Как следует из сообщения ГУ МВД России по Иркутской области от 13.11.2018 года, Ворс О.А. принял гражданство Российской Федерации на основании п. 7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в упрощенном порядке без оформления вида на жительства).
Согласно сведениям, отраженным в паспорте Ворса О.А, он зарегистрирован по месту жительства в Санкт-Петербурге 11.12.2018 года.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории РФ является постоянное проживание пенсионера в РФ. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Правовые основания назначения и выплаты пенсий военнослужащим регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями).
Статьей 56 указанного Закона предусмотрено, что выплата пенсий производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 (далее Письмо), с и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение) от 13 марта 1992 года, Соглашением от 15 мая 1992 г.
Письмо, как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.
По смыслу ст. 7 Соглашения и Письма в случае переезда пенсионеров в пределах государств, подписавших Соглашение, на период переезда и документирования в государстве прибытия переселяющимся должен обеспечиваться определенный уровень социальных выплат.
При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке (абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18).
Ни Соглашением, ни Письмом выплата пенсий более, чем за 6 месяцев до месяца получения вида на жительства, гражданства Российской Федерации не предусмотрено.
При этом из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 следует, что пенсия назначается с 1 числа месяца в пределах 6 месяцев со дня обращения, в письме приведены примеры назначения пенсии с пропуском 6-месячного срока обращения в пенсионный орган за назначением пенсии.
Из объяснения сторон в суде апелляционной инстанции установлено, что истец обратился за назначением пенсии 17 декабря 2018 года.
В связи с его обращением УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области 17.12.2018 направило запрос Казахстан о направлении пенсионного дела Ворса О.А.
По прибытии пенсионного дела, из которого следует, что в Казахстане выплата пенсии за выслугу лет прекращена 30.04.2018 года, истец был вызван ответчиком, ему предложили написать заявление о продолжении выплаты пенсии за выслугу лет, которое им написано 15.04.2019 года.
Вместе с тем, пенсия за выслугу лет ему назначена ответчиком с 13 ноября 2018 года, то есть с даты получения гражданства.
Таким образом установлено, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 17.12.2018 года, гражданство России истец получил в упрощенном порядке 13.11.2018.
Учитывая ст. 1 Соглашения, в соответствии с которой пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, во взаимосвязи со ст. 23 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающей назначение пенсии с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней и учитывая положения абз. 6 п. 1 Письма, в соответствии с которым пенсия выплачивается не более, чем за 6 месяцев до месяца регистрации (как дополнительная гарантия социальных выплат переселившимся), судебная коллегия приходит к выводу, что пенсия истцу должна быть назначена с 01 июня 2018 года, требования о назначении пенсии зав выслугу с 01.05 2018 года удовлетворению не подлежат.
Для назначения пенсии с 01 мая 2018 года, истец должен был обратиться к ответчику в ноябре 2018 года.
Истец Ворс О.А, как гражданин Российской Федерации вправе рассчитывать на получение и признание за ним гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, в том числе, и права на пенсионное обеспечение, с момента приобретения им гражданства Российской Федерации, но не более, чем за 6 месяцев до месяца получения вида на жительства либо гражданства.
Довод истца о том, что пенсия должна быть выплачена ему с 01.05.2018 года, не основан на законе.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначения пенсии за выслугу лет с 01.05.2018 года, апелляционную жалобу Ворса Олега Александровича удовлетворить частично.
Обязать Управление ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области назначить Ворсу Олегу Александровичу пенсию за выслугу лет с 01 июня 2018 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворса Олега Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.