Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
при секретаре
П.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2104/19 по апелляционной жалобе П.Д.В. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 24 декабря 2019 года по административному иску Д.Д.А, П.Д.В, П.В.А, К.Г.Н, Ф.В.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца П.Д.В, действующего также в качестве представителя административных истцов П.В.А, Ф.В.В, К.Г.Н, Д.Д.А. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - З.Я.А. (по доверенности), представителя заинтересованного лица администрации Петроградского района Санкт-Петербурга - Х.А.Г. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Д.Д.А, П.Д.В, П.В.А, К.Г.Н, Ф.В.В. обратились в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, допущенное при передаче в долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома "адрес" земельного участка, относящегося к этому дому, а также бездействие, выразившееся:
в уклонении от инициирования разработки Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга проекта межевания территории, в пределах которой расположен земельный участок по адресу: "адрес";
в уклонении от подачи после "дата" пакета документов в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу для кадастрового учета указанного земельного участка.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истцы просили суд возложить на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязанность в течение 7 дней после вступления решения в законную силу подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу пакет документов, необходимых для кадастрового учета земельного участка по адресу: "адрес", а также совершить все необходимые действия, предусмотренные законом, в целях образования указанного земельного участка.
В обоснование административного иска истцы ссылались на то обстоятельство, что они являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме "адрес", в связи с чем, в силу закона имеют право на безвозмездное приобретение в долевую собственность земельного участка, занятого домом и необходимого для его использования, однако, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, начиная с 2012 года и по настоящее время, не обеспечена передача в долевую собственность истцам и иным собственникам жилых помещений земельного участка под указанным многоквартирным домом.
По мнению истцов, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, с учётом состоявшихся по иным делам судебных решений, которыми за истцами признано право на получение в собственность земельного участка, необходимого для обслуживания дома, нарушаются разумные сроки предоставления истцам в долевую собственность указанного земельного участка; бездействие административного ответчика, допущенное при реализации предоставленных ему Правительством Санкт-Петербурга полномочий, нарушает право истцов на определение порядка использования земельного участка, в частности, решение вопросов охраны и благоустройства дворовой территории, размещения во дворе личного автотранспорта жильцов дома.
Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербург от 24 декабря 2019 года производство по административному иску Д.Д.А, П.Д.В, П.В.А, К.Г.Н, Ф.В.В. прекращено в части требования о возложении на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязанности в течение 7 дней после вступления решения в законную силу подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу пакет документов для кадастрового учета земельного участка по адресу: "адрес" в связи с отказом истцов от иска в указанной части (л.д. 180).
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 24 декабря 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Представители заинтересованных лиц - Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга, Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Д.Д.А, П.Д.В, П.В.А, К.Г.Н, Ф.В.В. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме "адрес" (л.д. 112-115
На основании заявления Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга сформирован земельный участок по указанному адресу под многоквартирным домом по обрезу фундамента жилого дома. Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от "дата" N... -рп утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 429 кв.м, по адресу: "адрес".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по делу N 2а-504/16 удовлетворён административный иск Д.Д.А. и П.Д.В. - признано незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от "дата" N... -рп "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в части не включения в состав подлежащего формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес", дворовой территории указанного дома. Этим же решением на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга возложена обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения административным истцам (л.д. 85-94).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" указанное решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга оставлено без изменения (л.д. 179-186).
Во исполнение вышеуказанных судебных актов заместителем председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга издано новое распоряжение от "дата" N... -рзк "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Данным распоряжением утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1 263 кв.м. под многоквартирным домом, который сформирован без включения в его границы дворовой территории с северной стороны дома (со стороны "адрес"), в том числе территории зеленых насаждений (2 газона), контейнерной площадки, асфальтированного проезда и площадок для хранения автомобилей.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по административному делу N 2а-1556/2017 удовлетворён административный иск Д.Д.А. и П.Д.В. - признано незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от "дата" N... -рзк "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в части отказа во включении в состав подлежащего формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" дворовой территории с северной стороны дома (со стороны "адрес"), в том числе территории зеленых насаждений, контейнерной площадки, проезда и площадок для хранения автомашин.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2017 года указанное решение суда оставлено без изменения (л.д. 26-33).
Во исполнение вышеуказанных судебных актов, "дата" Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга издано новое распоряжение N... -рзк "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Из письма Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от "дата", адресованном П.Д.В, следует, что Комитетом в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу направлялось заявление о государственном кадастровом учете земельного участка под многоквартирным домом "адрес" в границах согласно схеме расположения участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Комитета от "дата" N... -рзк, однако по сведениям региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" по состоянию на "дата" участок не поставлен на государственный учет.
Из содержания письма Комитета следует, что причиной невозможности проведения кадастрового учёта земельного участка в соответствии с вновь утверждённой схемой, послужило отсутствие инвентаризации территории зелёных насаждений общего пользования, находящихся на земельном участке, полномочия проведения которой (инвентаризации) наделён иной профильный орган Правительства Санкт-Петербурга - Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (л.д. 67).
"дата" письмом Управления Росреестра по Санкт-Петербургу N... Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга уведомлен о приостановлении кадастрового учета указанного земельного участка в связи с не предоставлением проекта межевания территории (л.д. 106-108).
Решением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от "дата" N... Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета (л.д. 158).
"дата" административные истцы направили в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявление, в котором просили Комитет повторно обратиться в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка в связи с тем, что в силу статьи 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу в новой редакции с "дата", не требуется представление проектов межевания для кадастрового учета земельных участков, расположенных под многоквартирным жилым домом (л.д. 77-78).
"дата" письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга П.Д.В. сообщено, что вопросы, связанные с порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории Санкт-Петербурга, регулируются Законом Санкт- Петербурга от "дата" N... "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга" и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N.., предполагающие инициирование процедуры подготовки на основании предложений физических или юридических лиц, в то время как по состоянию на текущую дату в Комитете отсутствуют соответствующие предложения заинтересованных лиц о подготовке документации по планировке территории (л.д. 74- 75).
Письмом Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга от "дата" в ответ на обращения истцов с просьбой повторно обратиться в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о кадастровом учете спорного земельного участка, сообщено о том, что повторное обращение с подобным заявлением является нецелесообразным, поскольку внесенные в статью 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации изменения, не повлияли на требования законодательства о том, что проведение государственного кадастрового учета земельных участков, сформированных под многоквартирным домом, возможно только в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в установленном порядке.
Кроме того, истцам сообщено, что в силу сложившейся судебной практики, в отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории, обжалование Комитетом в судебном порядке решения Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета, является также нецелесообразным (л.д. 72-73).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга совершены все действия, предусмотренные законом, и направленные на формирование земельного участка под многоквартирным домом "адрес" и проведение кадастрового учёта данного земельного участка.
Выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.
Суд, при рассмотрении дела установил, что срок, установленный законодательством для формирования земельного участка под многоквартирным домом, нарушен.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельных участков под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" и распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Из разделов 2 и 3 Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 N 1555-рк следует, что порядок формирования земельных участков состоит из следующих этапов:
1) прием заявления о формировании земельного участка для многоквартирного дома;
2) формирование дела по земельному участку, которое включает:
- проведение районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по месту нахождения земельного участка полевого обследования земельного участка, по результатам которого составляется акт полевого обследования (п. 3.1.2 Распоряжения);
- по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, представленных Уполномоченным лицом, районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга изготавливает схему границ земельного участка в масштабе 1:2000, подлежащего формированию для многоквартирного дома (п. 3.1.3 Распоряжения);
- подготавливает за подписью заместителя председателя Комитета запросы в КГА, а при необходимости в КГИОП и в иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (п. 3.1.4 Распоряжения);
- в пятидневный срок с момента получения из КГА заключения о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка направляет Уполномоченному лицу подписанную начальником районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга копию схемы границ земельного участка для обращения в топогеодезическую организацию, включенную в реестр организаций, выполняющих работы по межеванию земельных участков на территории Санкт-Петербурга, для заключения договора на проведение работ по межеванию земельного участка (п. 3.6, п. 3.6.3 Распоряжения);
- производит проверку и приемку работ по межеванию земельного участка, осуществленных ТГО (п. 3.8 Распоряжения);
- Управление землеустройства в трехдневный срок с момента приемки работ по межеванию осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка (п. 3.9 Распоряжения);
3) после подписания распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга осуществляет в установленном порядке подготовку материалов для государственного кадастрового учета земельного участка (п. п. 3.10 - 3.11.2 Распоряжения).
Пунктами 9, 9.1 и 9.2 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2005 N 25-рп установлено, что Комитет в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка и обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N 98 отменены постановления названного органа государственной власти Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 "О Комитете по управлению городским имуществом", от 5 июня 2007 года N 640 "О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга" и утверждено Положение о комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Согласно утверждённому Положению Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений, в том числе осуществляет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, подготовку заключения на проект межевания территории (пункт 3.39-1).
Учитывая, что заявление о формировании спорного земельного участка было подано администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга в 2012 году, утверждение границ такого участка осуществлено "дата", а обращение в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу последовало только "дата", следует прийти к выводу о нарушении Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга установленных приведенными выше правовыми нормами сроков для обращения в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу для проведения кадастрового учета.
Кроме того, нельзя признать обоснованными выводы суда первой инстанции об устранении Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга оспариваемого истцами бездействия, в связи с тем, что "дата" заявление о государственном кадастровом учете земельного участка повторно подано Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга в Управление Росреестра Санкт-Петербурга.
Так, "дата" письмом Управления Росреестра по Санкт-Петербургу N... Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга уведомлен о приостановлении кадастрового учета земельного участка по адресу: "адрес", с указанием в качестве основания для принятого решения на отсутствие в числе представленных Комитетом документов проекта межевания территории (л.д. 231-233). Решение государственного регистратора о приостановлении кадастрового учёта земельного участка Комитетом имущественных отношений не исполнено и не оспорено в установленном законом порядке.
Между тем, Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей вид документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, внесены изменения, устанавливающие возможность, в качестве исключения, образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений, в отсутствие утверждённого проекта межевания территории.
Поскольку, начиная с 2012 года и до настоящего времени Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга не совершены в разумные сроки все действия, необходимые для обеспечения кадастрового учета земельного участка, постольку нельзя признать обоснованными выводы суда первой инстанции о выполнении Комитетом всех действий, направленных на передачу земельного участка в собственность граждан и отсутствии нарушения данным бездействием прав истцов, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам (пункты 1, 3 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 24 декабря 2019 года по административному делу N 2а-2104/19, отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выраженное в непринятии мер по своевременному направлению в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу документов в целях кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.