Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А, Снегирёва Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8619/2019 по исковому заявлению Савечко В. Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Савечко В. Б. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савечко В.Б. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признать незаконным решения от 25 мая 2018 года N 149970/18 в части отказа во включении в специальный стаж периодов: с 27 июля 1992 года по 05 августа 1993 года - отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 18 июня 1997 года по 27 сентября 1998 года - отпуск по уходу за ребенком; с 17 апреля 2000 года по 30 сентября 2006 года - период работы в должности процедурной медицинской сестры эндоскопического отделения Вологодской городской больницы N 1 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 02 октября 2006 года по 31 декабря 2008 года и с 03 января 2009 года по 25 апреля 2011 года - периоды работы в должности медицинской сестры в ООО "Медицинский лечебно-диагностический центр "Лекарь"; с 01 июня 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 ноября 2011 года по 30 апреля 2014 года, с 01 июня 2014 года по 29 февраля 2016 года, с 01 апреля 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 октября 2016 года по 16 апреля 2018 года - периоды работы в должности медицинской сестры в ООО Центр лазерной медицины "РеВиталь"; с 11 ноября 1999 года по 17 ноября 1999 года прохождение курсов повышения квалификации; 2 дня 2009 года, с 01 мая 2014 года по 31 мая 2014 года, с 01 марта 2016 года по 31 марта 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года - периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; о включении указанных периодов в специальный стаж; о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 08 октября 2019 года исковые требования Савечко В.Б. удовлетворены частично: признано недействительным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 25 мая 2018 года N 149970/18 в части не включения в специальный стаж Савечко В. Б. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода отпуска по уходу за ребенком с 27 июля 1992 года по 05 августа 1993 года; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области возложена обязанность зачесть Савечко В.Б. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период отпуска по уходу за ребенком с 27 июля 1992 года по 05 августа 1993 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Савечко В.Б. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Савечко В.Б. ставится вопрос об изменения судебных постановлений и включении в её специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы в должности процедурной медицинской сестры эндоскопического отделения Вологодской городской больницы N 1 в льготном исчислении и периодов её работы в должности медицинской сестры в ООО "Медицинский лечебно-диагностический центр "Лекарь", в ООО Центр лазерной медицины "РеВиталь". В доводах жалобы заявитель, не соглашаясь с выводами судов в части отказа в удовлетворении её требований, настаивает на том, что её работа в Вологодской городской больнице N 1 была связана с работой в сфере хирургии в эндоскопическом отделении, а также на том, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не допускается дискриминация работника в части его социальных гарантий в зависимости от работы в государственной, муниципальной или негосударственной структуре.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку судебные постановления обжалуются только в указанной выше части, то судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции проверила законность и обоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют кассационному суду общей юрисдикции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона (часть 2).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3).
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что в период с 17 апреля 2000 года по 30 сентября 2006 года Савечко В.Б. работала в должности процедурной медицинской сестры по оказанию экстренной помощи эндоскопического отделения в МУЗ "Вологодская городская больница N 1".
Согласно должностной инструкции процедурной медицинской сестры эндоскопического кабинета хирургического корпуса городской больницы N 1, утвержденной главврачом МУЗ "Вологодская городская больница N 1", медицинская процедурная эндоскопического кабинета готовит к работе закрепленный за ней кабинет, готовит аппаратуру; проверяет готовность аппарата к работе; встречает и готовит планового больного к процедуре; при экстренном исследовании: промывает желудок (приемный покой, клинические отделения (кроме хирургии) при любой патологии), сопровождает больного в отделение; помогает врачу во время исследования; после окончания исследований моет и дезинфицирует аппаратуру, инструменты, стерилизует и готовит к дальнейшей работе; ведет медицинскую документацию.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации 23 июля 2010 года N 541н, должности медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры - это различные самостоятельные должности.
В должностные обязанности медицинской сестры входят оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований, уход за больными, стерилизация медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными, обязанность ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях, проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача и др.
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с должностными обязанностями, операционная медицинская сестра осуществляет подготовку операционной, участников хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции, проводит контроль за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке, обеспечивает инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала, а также обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной, подготавливает пациента к операции: создает необходимую хирургическую позицию на операционном столе, обрабатывает операционное поле, обеспечивает изоляцию операционного поля, участвует в хирургических операциях, обеспечивает членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой, осуществляет ранний послеоперационный уход за пациентом и др.
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.
Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что на льготное исчисление стажа (год работы за год и шесть месяцев) имеют операционные медицинские сестры, включая старших отделений хирургического профиля, в том числе эндоскопического отделения. При этом должность медицинская сестра процедурная эндоскопического отделения в указанных Перечнях отсутствует.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период работы в эндоскопическом отделении городской больницы N 1 Савечко В.Б. выполняла обязанности медицинской сестры операционной в течение полного дня, в материалы дела не представлены.
При наличии таких обстоятельств, принимая во внимание, что действующее законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а затем в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Савечко В.Б. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периода работы с 17 апреля 2000 года по 30 сентября 2006 года в должности процедурной медицинской сестры эндоскопического отделения Вологодской городской больницы N 1.
Разрешая заявленные Савечко В.Б. требования о включении в специальный стаж истца периодов работы с 02 октября 2006 года по 31 декабря 2008 года и с 03 января 2009 года по 25 апреля 2011 года в должности медицинской сестры в ООО "Медицинский лечебно-диагностический центр "Лекарь" и с 01 июня 2011 года по 30 сентября 2011 года, с 01 ноября 2011 года по 30 апреля 2014 года, с 01 июня 2014 года по 29 февраля 2016 года, с 01 апреля 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 октября 2016 года по 16 апреля 2018 года в должности медицинской сестры в ООО Центр лазерной медицины "РеВиталь" и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что такой вид учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не поименовано.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Исходя из доводов апелляционной жалобы Савечко В.Б, суд апелляционной инстанции отметил, что в названном выше Списке в разделе "Наименование учреждений" общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены, поскольку в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, и федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего пенсионного законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, в том числе при установлении обстоятельств, связанных с осуществлением Савечко В.Б. в период с 17 апреля 2000 года по 30 сентября 2006 года трудовой деятельности в МУЗ "Вологодская городская больница N 1", судами не допущено, из кассационной жалобы не усматривается.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года (нормы данного закона приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Савечко В.Б. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций правильно приняли во внимание, что в приведенных выше Списках, подлежащих применению к спорному периоду трудовой деятельности Савечко В.Б, не указано такое наименование учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, как общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года) предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения были предусмотрены положениями статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года).
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года) общество с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 29 сентября 2015 года N 1920-О, от 29 сентября 2016 года N 2041-О) федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание изложенное, доводов, ставящих под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
Приведенные в кассационной жалобы доводы повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Савечко В.Б.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 января 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Савечко В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.