Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А, Снегирёва Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-715/2019 по исковому заявлению Французова А. О. к комиссии Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об изменении даты постановки на учет, по кассационной жалобе Французова А. О. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Французов А.О. обратился в суд с иском к Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об изменении даты постановки на учет; обязании комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению ЕСВ принять на учет на получение единовременной социальной выплаты Французова А.О. с 18 октября 2012 года.
В обосновании таких требований истец указал, что в октябре 2012 года он проходил службу в аппарате МВД России и был принят на учет в МВД России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Постановка на учет была произведена комиссией МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании его личного заявления и в соответствии с протоколом от 03 октября 2012 года N 3.
В сентябре 2014 года он был переведен для дальнейшего прохождения службы в Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу, где был принят на учет по предоставлению ЕСВ в УТ МВД России по СЗФО с 11 сентября 2012 года. Его учетное дело было передано из аппарата МВД России в УТ МВД России по СЗФО. В мае 2016 года в учетное дело внесены изменения, в соответствии с которыми дата постановки на учет изменена с 11 сентября 2012 года на 18 октября 2012 года, а в сентябре 2016 года внесены изменения в связи с изменением состава его семьи (рождение ребенка). В мае 2017 года решением комиссии УТ МВД России по СЗФО он исключен из списка очередников УТ МВД России по СЗФО в связи с переводом для дальнейшего прохождения службы в Росгвардию.
В июле 2017 года решением Центральной жилищной комиссии Росгвардии он включен в списки очередников на получение ЕСВ с даты принятия его на учет по прежнему месту службы 18 октября 2012 года.
Однако в октябре 2018 года после его перевода в 1 отдел ОРЧ (СБ) ГУ МВД России решением комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению ЕСВ он был принят на учет для получения ЕСВ. не с даты первичного обращения 18 октября 2012 года, а с 17 октября 2018 года.
Не соглашаясь с таким решением, истец полагал, что его постановка на учет не с даты первичного обращения препятствует реализации ему права на получение ЕСВ в текущем году, в числе очередников, вставших на учет в 2012 году и, как следствие, приобретения жилого помещения для проживания истца и членов его семьи в нормальных человеческих условиях. По его мнению, в спорном случае при принятии решения о дате постановки на учет для получения ЕСВ при переводе сотрудника из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в органы внутренних дел Российской Федерации следует исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, с учетом гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), а именно Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" в части сохранения за лицами, переведенными в органы внутренних дел Российской Федерации из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Французова А.О. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2019 года решение суда первой инстанции отменено и на комиссию ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья возложена обязанность принять на учет на получение единовременной социальной выплаты Французову А.О. с 18 октября 2012 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Французова А.О. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Французовым А.О. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года, решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года и об обязании ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты с 18 октября 2012 года. В доводах жалобы заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, настаивает на обоснованности заявленных им исковых требований.
В судебном заседании Французов А.О, его представитель Бирюков Д.А. кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель МВД Российской Федерации, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Чугина И.В. в судебном заседании возражала относительно доводов кассационной жалобы, полагала обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют кассационному суду общей юрисдикции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона (часть 2).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3).
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что Французов А.О. проходил службу в должности заместителя начальника отдела ГУСБ МВД России, в период которой на основании протокола комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03 октября 2012 года N 3, утвержденного распоряжением МВД России от 18 октября 2012 года N 1/9403, был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из двух человек.
Приказом УТ МВД России по СЗФО от 04 апреля 2013 года N 0021л/с Французов А.О. был назначен на должность старшего оперуполномоченного УТ МВД России по СЗФО, в связи с чем протоколом комиссии по предоставлению единовременной выплаты УТ МВД России по СЗФО от 05 мая 2016 года N 9 Ф. включен в список очередников УТ МВД России по СЗФО по предоставлению единовременной социальной выплаты с учетом первоначальной даты принятия на учет.
В связи с рождением сына протоколом от 26 сентября 2016 года N 19, утвержденным распоряжением УТ МВД России по СЗФО от 26 сентября 2016 года N 150, изменен состав семьи: указано три человека.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УТ МВД России по СЗФО от 03 мая 2017 года Французов А.О. исключен из списка очередников УТ МВД России по СЗФО в связи с поступлением на службу в Северо-Западный округ войск национальной гвардии.
Приказом управления Северо-Западного Ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии от 28 февраля 2017 года N 26л/с Французов А.О. назначен на должность старшего инспектора по особым поручениям отдела собственной безопасности управления Северо-Западного Ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии.
Решением Центральной жилищной комиссии Северо-Западного округа войск национальной гвардии, Французов А.О. включен в списки очередников на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из трех человек с даты постановки на учет - 18 октября 2012 года.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 27 июня 2018 года N 458л/с подполковник полиции Французов А.О. исключен из списков личного состава управления округа, убыл для дальнейшего прохождения службы в распоряжение начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем протоколом Центральной жилищной комиссии по предоставлению единовременной выплаты Северо-Западного округа войск национальной гвардии от 27 июля 2018 года N 3-С снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты.
Приказом ГУ МВД России от 19 июля 2018 года N 815л/с Французов А.О. назначен на должность заместителя начальника 1 отдела ОРЧ (СБ) ГУ МВД России - начальника отделения. Учетное дело передано для принятия решения в ГУ МВД России.
17 сентября 2018 года Французов А.О. обратился с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом Комиссии ГУ МВД России по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, утвержденным Распоряжением ГУ МВД России от 17 октября 2018 года N 127, Французов А.О. в составе семьи из трех человек принят на учет на получение единовременной социальной выплаты 17 октября 2018 года.
При этом Комиссия по результатам обсуждения вопроса о включении заявителя в списки очередников на получение единовременной социальной выплаты с первоначальной даты принятия его на учет по прежнему месту службы пришла к выводу о том, что поскольку Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации не входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации, оснований для применения пункта 22 (1) Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, не имеется.
В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, пришел к выводу о том, что при переходе со службы из Росгвардии на службу в МВД России за истцом не сохраняется право на включение в список очередников по новому месту с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения единовременной субсидии, и об отсутствии в этой связи правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора правильно применили нормы материального права и обоснованно исходили из следующего их толкования.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при соблюдении условий, указанных в пунктах 1 - 7 приводимой части 2.
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее также - Правила) (наименование документа на момент возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения спора судом).
В силу пункта 3 Постановления финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются перечисленные данным пунктом документы.
В силу пунктов 10 - 15 Правил решения комиссии о принятии на учет сотрудников для получения единовременной выплаты и снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В числе оснований для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты (пункт 19), указаны: личное заявление, подаваемое в письменной форме на имя руководителя органа (пункт "а"), а также прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (пункт "д").
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20 Правил).
В соответствии с пунктом 22(1) Правил при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
В случае ликвидации (упразднения) органа либо в случае, установленном пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", сведения о гражданах Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в указанном органе, на основании учетного дела вносятся в книгу учета органа, в котором осуществляется их пенсионное обеспечение, с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти или органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
С 20 ноября 2019 года утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 Правила действуют в редакции от 15 ноября 2019 года (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2019 года N 1458) и именуются с учетом изменений как "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты".
В силу пункта 3 Постановления финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел, а финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции.
Вышеприведенные пункты Правил, в частности 22(1), сохранены в прежней редакции.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии.
Пунктом 16 Указа Президента РФ от 5 мая 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" предусмотрено сохранение за лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства.
Правительству Российской Федерации постановлено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом (подпункт "а" пункта 22 названного Указа).
Согласно утвержденной Указом Президента РФ от 15 мая 2018 года N 215 в редакции, действовавшей на период исключения Французова А.О. из личного состава Управления Северо-Западного Ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии и его назначения на должность заместителя начальника 1 отдела ОРЧ (СБ) ГУ МВД России - начальника отделения, структуры федеральных органов исполнительной власти МВД России и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) являлись самостоятельными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2020 года N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" МВД России и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) также являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти.
С учетом приведенных положений норм права суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что при переводе Французова А.О. из Росгвардии в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области поданное им заявление о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты подлежало рассмотрению в общем порядке и действия ответчика в спорном случае соответствуют положениям Правил.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе о том, что в силу пункта 16 Указа Президента РФ от 5 мая 2016 года N 157 за ним как лицом, переведенным в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, при продолжении впоследствии службы в органах внутренних дел сохраняется право на включение в список очередников по новому месту службы с даты первоначальной постановки по прежнему месту службы, являются несостоятельными, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 27 января 1999 года N 2-П, от 22 ноября 2017 года N 31-П и др.), по смыслу статей 71 (пункт "г"), 72 (пункт "н"), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определение видов федеральных органов исполнительной власти постольку, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается возможность регулирования указанных вопросов другими нормативными актами исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, в том числе устанавливающих полномочия Президента Российской Федерации (статьи 80, 83, 84, 86, 87 и 89).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации Указом от 05 апреля 2016 года N 157 постановилобразовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и определилструктуру данного органа, включив в нее, в частности: органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 1, подпункт "б" пункта 3, подпункты "а, б, в" пункта 4).
Наряду с передачей Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации части штатной численности Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующим перераспределением бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 10 и подпункт "а" пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157; пункты 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 480) было предусмотрено, что за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сохраняется право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение.
Таким образом, возможность сохранения названного права законодатель установилдля конкретной категории сотрудников органов внутренних дел, которые в силу определенных обстоятельств были переведены во вновь образованный самостоятельный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. В этой связи, независимо от характера выполняемой Французовым А.О. службы после его очередного перевода из управления Северо-Западного Ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, право на его включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение (18 октября 2012 года) в силу вышеприведенных положений закона сохранению не подлежит.
По существу доводы кассационной жалобы Французова А.О. повторяют его позицию, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судами исследованы, и им в соответствующих судебных актах дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Французова А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.