Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А.
судей Козловой Е.В, Широкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми" и Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми" на решение Ухтинского городского суда Республики коми от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми" и Федеральной службе исполнения наказаний России с требованием обязать ИК N19 в срок, не превышающий один год со дня вступления настоящего решения в законную силу, обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО и одиночные камеры, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые сетки), а ФСИН России - выделить необходимые для проведения указанных мероприятий денежные средства, в случае недостаточности средств у ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на их проведение. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения надлежащих условий отбывания наказания выявлено отсутствие горячей воды в вышеуказанных помещениях ИК-19.
Решением Ухтинского городского суда Республики коми от 18 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 20 февраля 2020 г, заявленные требования удовлетворены. На ФКУ ИК-19 возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУ ОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017г. N1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п. 8.1.1 СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2020г. N64 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; на ФСИН России возложена обязанность выделить необходимые для проведения указанных мероприятий денежные средства в случае недостаточности средств у ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на их проведение.
В кассационной жалобе ответчик ФКУ ИК N19 УФСИН по Республике Коми просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что оценивать обязательность обеспечения горячим водоснабжением зданий исправительного учреждения следует по нормативам на момент строительства и проектирования зданий ФКУ ИК N8. При этом, положения Свода правил СП 3081325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330 не применимы в настоящем споре, поскольку распространяются только на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и обязательны к применению в строящихся и реконструируемых зданиях.
Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ ИК N19 УФСИН России по Республике Коми является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы.
На территории колонии расположены общежития для проживания осужденных, карантины, ПКТ ОСУ ОН, ШИЗО, одиночные камеры.
В ходе проверки, проведенной Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установлено, что все помещения в общежитиях для проживания осужденных, карантинах, ПКТ ОСУОН. во всех камерах ШИЗО и ОК не обеспечены горячим водоснабжением.
Данный факт ответчиками не оспаривался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку со стороны Учреждения имеет место невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 N 217-дсп. Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Возлагая на ФСИН России субсидиарную ответственность, суды учли положения статьи 123.22 Гражданского и статьи 161 Бюджетного кодексов Российской Федерации, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента России от 13 октября 2004г. N1314, приняв во внимание, что в случае недостаточности либо отсутствия у Учреждения денежных средств для проведения указанных работ на ФСИН России должна быть возложена обязанность по выделению денежных средств.
Отклоняя доводы апелляционной инстанции, повторяющие правовую позицию ответчика, суд второй инстанции исходил из того, что доступ к надлежащем образом оборудованной и гигиеничной сантехнике обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По-настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию или возможности сохранения тела в чистоте (пункт 93 постановления от 6 марта 2014 г. по делу Горбуля против Российской Федерации).
Выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для отбывания наказания и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц. находящихся в зданиях ответчика.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Отсутствие сведений о регистрации свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр от 20.10.2017, в Министерстве юстиции РФ и публикации в официальных изданиях не может служить основанием для признания решения суда об обеспечении помещений по месту отбывания наказания осужденными к лишению свободы горячим водоснабжением незаконным, поскольку отсутствие такого водоснабжения является ущемлением прав осужденных на отбывание наказания в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что доводы кассационной жалобы не дают бесспорных оснований для сомнений в законности обжалуемых судебных актов, а единственно иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (пункт 2).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр утвержден свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 30-дсп, которая была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 г. N 217-дсп.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением являлось и является обязательным, и неисполнение ответчиками требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности, следует признать правильными.
Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 327.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики коми от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N19 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.