Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Медведкиной В.А.
судей Киреевой И.А. и Птоховой З.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 2109/2018 Приморского районного суда Санкт-Петербурга поиску Семеновой Устиньи Витальевны к Джабаровой Марине Николаевне, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга о признании строения самовольной постройкой, обязании снести объект самовольного строительства, об отмене градостроительного плана и разрешения на строительство, по кассационной жалобе Семеновой Устиньи Витальевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Киреевой И.А, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенова У.В. обратилась в суд с иском к Джабаровой М.Н, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать строение, расположенное на земельном участке по адресу: Санкт-
Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16, самовольной постройкой, обязать Джабарову М.Н. снести объект самовольного строительства за счет собственных средств в срок до 01.01.2018, отменить градостроительный
план NRU78153000-26715 и распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 210-938 от
25.05.2017, отменить разрешение на строительство, выданное администрацией Приморского района 02.10.2017 за N 785817 на
строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16.
В обоснование заявленных требований Семенова У.В. ссылалась на то, что Джабаровой М.Н. принадлежит на праве частной собственности земельный участок, площадью 417 кв.м, расположенный по адресу: Санкт- Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16, вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке Джабаровой М.Н. самовольно возведено капитальное строение, отвечающее признакам одноэтажного индивидуального жилого дома, право собственности на которое не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от
18.01.2016 по делу N 2-1727/2016 по иску Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга к Джабаровой М.Н. данный объект признан самовольной постройкой ввиду отсутствия разрешения на строительство и подлежал сносу.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 210-938 от 25.05.2017 утвержден градостроительный план N RU78153000-26715.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16 выдано администрацией Приморского района 02.10.2017 за N 785817 на имя Джабаровой М.Н.
Истец указывала также, что ответчик исполнила решение суда от
18.01.2016 о сносе самовольной постройки, переместив капитальное строение на новое место в пределах того же земельного участка. Таким способом, обходя судебную процедуру о сохранении самовольной постройки, что потребовало бы представления доказательств соответствия строения требованиям градостроительных и строительных норм и правил, получив разрешение на строительство, легализовала возведенное самовольно строение.
Несмотря на то, что ответчику выданы утвержденный градостроительный план и разрешение на строительство, возведенное строение, по мнению истца, является самовольной постройкой по признакам несоответствия градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, инженерно-техническим и иным обязательным нормам и правилам, является опасным для жизни и здоровья граждан, нарушает права и законные интересы истца, поскольку несоблюдение минимальных отступов и противопожарных расстояний при строительстве спорного объекта создает опасность для жизни и здоровья людей, что подтверждается заключением специалиста N 976/16 ООО "Центр судебной экспертизы".
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2019 года решение Приморского районного суда отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Семенова У.В. просит об отмене апелляционного определения Семенова У.В, как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Считает, что в его основу положено заключение назначенной судом второй инстанции повторной экспертизы, которое является недостоверным и недопустимым доказательством, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вынесено при неправильно установленных юридически значимых обстоятельствах.
Считает, что основания для назначения повторной экспертизы у суда отсутствовали.
Обращает внимание на то, что, как следует из текста экспертного заключения, при проведении экспертизы эксперту разъяснены права, предусмотренные ст. ст. 55 и 86 АПК РФ, в то время как дело рассматривается в рамках гражданского судопроизводства.
Эксперт, проводивший повторную экспертизу, не предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения: заключение эксперта ООО "Ассоциации независимых
судебных экспертов" N95/33-15699/19 от 15.09.2019г выполнялось экспертом Кузнецовым Сергеем Николаевичем, при этом согласно подписке, имеющейся в экспертном заключении, права и обязанности эксперта разъяснены и предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения сделано не эксперту проводившему экспертизу, а другому эксперту - Кузнецову Петру Сергеевичу. Кроме того, дата проведения экспертного осмотра - 31.07.2019г, дата начала составления экспертного заключения 03.08.2019г, а дата подписки, которая имеется в материалах дела - 12 августа 2019 года.
Из вышеуказанного следует, что при производстве экспертизы эксперт Кузнецов С.Н, выполнявший Заключение эксперта N 95/33- 15699/19 от 15.09.2019г, не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Возражениям истца относительно оценки экспертного заключения повторной экспертизы суд апелляционной инстанции не дал никакой оценки.
В соответствии с частью первой статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с частью третьей статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Семеновой У.В. и ее представителя Казаковой С.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, Джабаровой М... Н. и представителя администрации Приморского района Санкт-Петербурга Кудряшовой Н.П, возражавших против ее удовлетворения, Колмаковой Н.К. и Саркисова Г.Г, поддержавших ранее выраженные позиции относительно существа спора, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований к отмене апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Джабаровой М.Н. допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил при возведении спорного объекта, так как он расположен на земельном участке менее 1 200 кв.м, расстояние между домом и граничащим с ним земельным участком менее 3 м, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не получено, пожарные риски сохраняются, что следует из заключения эксперта и не опровергнуто ответчиком, поэтому такое строение как создающее угрозу жизни и здоровью граждан является самовольной постройкой.
При таком положении, утвержденный Комитетом по градостроительству и архитектуре градостроительный план земельного участка признан судом подлежащим отмене, так как предусматривает размещение на земельном участке жилого дома, строительство которого согласно экспертному заключению невозможно, градостроительный план земельного участка не использован заявителем для подготовки проектной документации в границах земельного участка, жилой дом был возведен до получения разрешения на строительство и размещен в границах застройки установленной градостроительным планом с нарушением градостроительных норм и правил и противопожарных требований.
Суд также пришел к выводу о том, что, поскольку Джабарова М.Н. возводила строение на земельном участке, размер которого меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, разрешение на строительство жилого дома с отступлением от допустимых параметров градостроительного плана не выдавалось, акт ввода в эксплуатацию дома отсутствует, разрешение на строительство от 02.10.2017за N 785817, выданное на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Санкт- Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16 администрацией Приморского района Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании градостроительного плана N RU78153 000-26715 на земельный участок и утвержденное распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 210-938 от 25.05.2017, противоречит действующему законодательству РФ и Санкт-Петербурга и также подлежит отмене.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с указанным выводом не согласилась, придя к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено без учета фактических обстоятельств дела и при неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны пользовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу требований п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 18.10.1995 N169-53 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В силу п.п. 1.1 пункта 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
На основании ст. 48 ГрК РФ неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно ч. 3 ст. 48 ГрК РФ устанавливает исключение из правила подготовки проектной документации. Подготовку проектной документации можно не осуществлять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Застройщик вправе по собственной инициативе осуществить подготовку проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 11 ст. 48, пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании информации градостроительного плана земельного участка, который в дальнейшем предъявляется для получения разрешения на строительство, являющимся единственным документом, дающим право на строительство спорного объекта капитального строительства.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
С момента утверждения правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с градостроительным регламентом в составе указанных правил.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительства и/или отсутствие акта ввода в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку предпринимало меры.
Разрешение на строительство является подтверждением того, что объект соответствует всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. А отсутствие проектной документации означает, что отсутствие разрешения на строительство и/или акта ввода в эксплуатацию, это не единственный признак самовольного строительства.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N339-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства ил расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:
1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;
2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;
3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судом на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суд выясняет, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
К существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Джабаровой М.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 417 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16.
Согласно сведениям об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0444103:16 указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2, имеет вид разрешенного использования для размещения индивидуального жилого дома.
Ранее решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от
18.01.2016 по гражданскому делу N2-1727/2016 удовлетворены исковые требования Службы государственного строительного надзора и экспертизы к Джабаровой М.Н. об обязании снести объект самовольного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0444103:16 по адресу: Санкт-Петербург, нос. Лисий Нос, ул. Военная, д.5 (участок 2).
В отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0444103:16 по адресу: Санкт-Петербург, нос. Лисий Нос, ул. Военная, д.5 (уч.2) было возбуждено исполнительное производство от 20.02.2017 N 15056/177780224411 на основании исполнительного листа N ФС N 017187327 от 09.12.2016, выданного Службе государственного строительного надзора и экспертизы на основании указанного решения.
Межрайонным отделом по ИОИП УФССП России по Санкт- Петербургу Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 16.10.2017 N 78022/17/72389612, поскольку в ходе исполнительного производства Джабаровой М.Н. выполнены требования исполнительного документа в полном объеме.
Соседним по отношению к указанному земельному участку является земельный участок площадью 96 кв.м, расположенный по адресу: Санкт- Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5, лит.А, кадастровый номер 78:34:0444103:15, на котором расположен жилой дом, площадью 40, 9 кв.м. Указанный земельный участок и жилой дом принадлежат на праве общей долевой собственности Петровой Я.Г. (1/4 доли), Джабаровой М.Н.
(1/6 доли), Саркисяну Л.Г. (1/6 доли), Саркисову Г.Г. (1/6 доли), Семеновой У.В. (1/4 доли).
В ходе судебного разбирательства участниками процесса не оспаривалось, что выдела долей в натуре из указанного имущества участниками долевой собственности не произведено.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от
25.05.2017 N210-938 утвержден градостроительный план N RU78153000- 26715 земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16, принадлежащего Джабаровой М.Н.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, утверждая градостроительный план земельного участка, принадлежащего Джабаровой М.Н, Комитет действовал в пределах своих полномочий, в соответствии с п.3.39-1 Положения о Комитете и исполнял предусмотренную ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ обязанность по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 3.39-1 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N1679 "О Комитете по градостроительству и архитектуре" Комитет по градостроительству и архитектуре наделен полномочием осуществлять подготовку, утверждать и выдавать градостроительные планы земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации) в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 - настоящей статьи, не требуется; орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Согласно положениям пункта 2.9 Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, утверждённого распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 15.11.2016 N 11-н "Об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной слуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков" (в редакции распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от
19.04.2017 N 5-н "О внесении изменений в распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 5.11.2016 N 11-н"), основания для отказа в предоставлении государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков при условии предоставления заявителем необходимого комплекта документа у Комитета по градостроительству и архитектуре отсутствовали.
Градостроительный план земельного участка содержит информацию, перечисленную в части 3 ст. 44 ГрК РФ и соответствует форме градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 400/пр от 6.06.2016.
Чертеж градостроительного плана земельного участка содержит указание мест допустимого размещения объектов капитального строительства. Описание допустимого местоположения объекта читального строительства на земельном участке градостроительный план NRU78153000-26715 не содержит, при этом указано, что местоположение определяется согласно требованиям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источником информации для подготовки градостроительного плана земельного участка в силу ч.2 ст. 57.3 ГрК РФ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по
планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического
присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
По смыслу положений статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что градостроительный план по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Отражение в градостроительном плане земельного участка минимальных отступов от границ земельного участка, определяющих место допустимого размещения объекта недвижимости, не может быть следствием произвольного их установления, поскольку они должны быть отражены в отношении территориальной зоны, в которой находится конкретный земельный участок и которая устанавливается правилами землепользования и застройки.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что утверждение Комитетом по градостроительству и архитектуре градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), не может затрагивать права и законные интересы истца. Нарушения, которые, по мнению истца, допущены Джабаровой М.Н. при возведении индивидуального жилого дома на земельном участке, не могут быть обусловлены утверждением градостроительного плана земельного участка, поскольку последний по своей правовой природе не может допускать строительство объектов капитального строительства с нарушениями градостроительных и строительных нормы и правил. Градостроительный план земельного участка представляет собой сводную информацию о земельном участке. Самостоятельно градостроительный план земельного участка не порождает правовых последствий и не является основанием для начала строительства объекта капитального строительства.
Разрешая требования истца об отмене разрешения на строительство от 02.10.2017 за N 785817, выданное администрацией Приморского района Санкт-Петербурга на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, принадлежащем Джабаровой М.Н, выдано с нарушением градостроительных норм, при этом проект строительства жилого дома Джабаровой М.Н. не представлялся.
Суд правомерно указал, что в данном случае Джабаровой М.Н. строение возведено на земельном участке, разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, так как земельный участок расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2, имеет вид разрешенного использования для размещения индивидуального жилого дома.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Из пункта 4 статьи 51 ГрК РФ следует, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Часть 10 статьи 51 ГрК РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована частью 11 статьи 51 ГрК РФ и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, а также соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, является верным вывод суда о том, что для строительства жилого дома на принадлежащем Джабаровой М.Н. участке не требовалось подготовки проектной документации.
В материалы дела представлены Акт выноса в натуру границ зоны допустимого размещения объекта строительства от 14.08.2017 и технический план здания по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Лисий Нос, Военная улица, I дом 5 (участок 2).
Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга 02.10.2017 выдано разрешение на строительство N 78-58-17 индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16.
На основании заявления Джабаровой М.Н. от 29.11.2017 зданию индивидуального жилого дома, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0444103:16 по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5 (участок 2), Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга присвоен адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Военная, дом 5, корпус 1, строение 1.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Учитывая вышеизложенные нормы, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена комплексная судебная строительно-техническая и градостроительная экспертиза, производство которой поручено ООО "1А Экспертиза".
Согласно заключению эксперта N 5/01 от 25.03.2018 спорное здание по адресу указанному адресу не соответствует требованиям градостроительных норм и правил и противопожарным нормам, действующим в РФ и Санкт-Петербурге. При возведении спорного здания по данному адресу допущены нарушения строительных норм и правил, действующих на территории РФ и Санкт-Петербурга. Эксперт сделал вывод, что в нарушение Приложения N7 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N524, дом построен на земельном участке площадью менее минимально допустимой площади согласно п. 2.3.7.1 (1200 кв. м); отступ дома от границ участка менее минимально допустимого отступа, предусмотренного п. 2.3.7.3 (3 метра), а также в нарушение требований Федерального закона N123-Ф3 от
22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
СП4.13130.2013 здание построено без соблюдения нормативных
противопожарных расстояний, а именно фактическое противопожарное расстояние 1, 97 метра до двухэтажного жилого дома по адресу: Санкт- петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 лит. А, и 6 метров до жилого дома по адресу: ул. Захарьевская д. 21, при нормативном минимальном расстоянии 15 метров. Допущенные нарушения требований строительных норм и правил, по мнению эксперта, являются существенными. Нарушение требований Федерального закона N123-Ф3 от
2.07.2008 и СП 4.13130.2013 по несоблюдению нормативных противопожарных расстояний при возникновении пожара создают угрозу жизни и здоровью граждан. Устранение недостатков невозможно без сноса существующего жилого дома.
Между тем, согласно п. 2.3 Градостроительного регламента территориальной зоны Т1Ж2-2, установленным Приложения N7 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
21.06.2016 N 524, минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 1 200 кв.м, минимальные отступы зданий от границ земельного участка - 3 метра.
Вместе с тем, право собственности Джабаровой М.Н. на земельный исток площадью 417 кв.м, зарегистрировано 05.07.2013.
В соответствии с положением пункта 2.3.2 Приложения N1 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов и жилых дачных домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для целей строительства индивидуальных жилых домов и жилых дачных домов, образованных до 30.06.2016, в границах территориальных зон с кодовыми назначениями Т1Ж1, Т1Ж2-1, Т1Ж2-2, Т2Ж1, TCI, ТРЗ-2, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и (или) зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности на объекты недвижимости и предельные размеры которых не соответствуют сдельным размерам земельных участков, указанным в градостроительных регламентах данных территориальных зон, могут осуществляться без приведения в соответствие с градостроительными регламентами указанных территориальных зон в части предельных размеров земельных участков.
Учитывая, что соответствующий земельный участок имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, кадастровый паспорт на данный участок не содержит сведений о наличии каких-либо ограничений, препятствующих возведению на нем жилого дома, жилой дом возведен на участке, образованном в период до 30.06.2016, соответственно, такое возведение осуществлено правомерно без приведения в соответствие с градостроительными регламентами в части сдельных размеров земельного участка.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, учитывая, что земельный участок находится в собственности Джабаровой М.Н, разрешенный вид использования соответствует порядку землепользования, необходимые документы, предусмотренные законодательством для получения разрешения на строительство Джабаровой М.Н. были представлены, вывод суда о правомерной выдаче Джабаровой М.Н. администрацией Приморского района Санкт-Петербурга разрешения на строительство является правильным.
Вывод суда об отказе в удовлетворении иска в части обязания снести жилой дом основан на отсутствии достаточных и достоверных доказательств нарушения прав истца и охраняемых законом интересов, а также наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью, что в силу закона может служить основанием для сноса возведенного Джабаровой М.Н. жилого дома.
При составлении экспертного заключения N5/01 от 12.07.2018 эксперт при измерении отступов строения, расположенного на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Военная улица, дом 5 (участок 2), кадастровый номер 78:34:0444103:16, определял отступы строения, не установив границ земельного участка, а, как следует из пояснений эксперта (т. 3, л.д. 45-46), ориентировался по месту нахождения забора.
Кроме того, согласно произведенным экспертом замерам, отступы зданий до границ земельного участка составляют 3 и более метров.
Кроме того, СП 4.13130.2013, на котором эксперт основывает минимальные нормативные расстояния между жилыми зданиями - 15 метров I (т. 2, л.д. 86) включен в перечень документов в области
стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474, то есть СП
4.13130.2013 имеет добровольный характер применения.
Таблица 6 приложения к Федеральному закону от 22.07.2008 N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устанавливающая порядок определения класса пожарной безопасности строительных конструкции и на которой эксперт основывает свои выводы, утратила силу с 29.07.2017. При этом оспариваемое разрешение на строительство выдано 02.10.2017.
С 30.04.2009 вступил в силу Федеральный закон РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положения которого об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Кроме того, положения вышеуказанного Закона содержали обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков, однако с 12 июля 2012 года статья 75 Федерального закона и Таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу и не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование).
Конкретные противопожарные расстояния, содержавшиеся ранее в таблице 11 указанного Федерального закона, воспроизведены в пункте 4.3 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Такие же требования к расстояниям указаны в Приложении N 1 (Противопожарные требования) СНиП 02.07.01-89*.
В указанных правилах содержатся также условия, при которых допускается отступление от приведенных нормативных расстояний.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Из содержания указанной нормы закона следует, что в соответствии с действующей редакцией противопожарное расстояние определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
В заседании суда апелляционной инстанции Джабарова М.Н. ходатайствовала о назначении по делу повторной комплексной судебной строительно-технической и градостроительной экспертизы.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебной коллегия на основании ст.ст. 79, 80, 82 ГПК РФ пришла к выводу о необходимости назначить по делу повторную комплексную судебную строительнотехническую и градостроительную экспертизу, производство которой поручено ООО "Ассоциация независимых судебных экспертов". Вывод суда о назначении повторной экспертизы мотивирован, мотивы приведены в оспариваемом судебном постановлении.
Согласно заключению эксперта N95/33-15699/19 от 15.09.2019 спорное строение расположено на расстоянии:
2, 98 м от границы с соседним земельным участком, расположенным по адресу: С Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Захарьевская, дом 21, кадастровый номер 78:34:0444103:18;
3, 07 м от границы земельного участка с кадастровым номером 78:34:0444103:15, на котором расположен жилой дом ул. Военная дом 5, уч.1; 78:34:0444103:17 по адресу: ул. Военная, дом 5 (участок 3);
- от 3, 04м до 3, 46 м от юридической границы с улицей Захарьевская.
Участок и жилой дом находятся в обще долевой собственности у семьи Джабаровой М.Н. (1/2 доли) и семьи Семеновой У.В. (1/2 доли). Порядок пользования данным жилым домом и земельным участком не определен.
Согласно заключению эксперта противопожарные расстояния между жилыми домами на соседних земельных участках регламентируется сводом правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказам МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288). Приказом от 16 апреля 2014 года N 474 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт) "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности" указанный свод правил включен в названный перечень, вследствие чего он не является нормативным документом, содержащий обязательные требования. Противопожарные расстояния между жилыми домами на соседних земельных участках в действующих строительных нормах носят рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах эксперт пришел к выводу, что возведенное ответчиком спорное здание соответствует требованиям градостроительных норм и правил, действующих в РФ и Санкт-Петербурге, при возведении спорного здания нарушения строительных норм и правил, действующих на территории РФ и Санкт-Петербурга не зафиксировано.
С учетом оценки совокупности всех доказательств, суд пришел к мотивированному и убедительному вводу о том, что факт нарушения при возведении Джабаровой М.Н. жилого дома действующих норм пожарной безопасности, а также наличие угрозы жизни и здоровью истца не установлены.
При этом суд правомерно указал, что несоблюдение противопожарных расстояний может служить основанием для сноса постройки, которая непосредственно создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данная угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и на фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи. Отсутствие требуемых противопожарных разрывов не свидетельствует о существующей угрозе для жизни и здоровья людей, так как строительными нормами и правилами допускается возможность уменьшения их расстояния, данное нарушение может быть устранено путем устройства противопожарных мероприятий.
При этом то обстоятельство, что имеется нарушение расстояния отступа от соседней границы участка, принадлежащего третьему лицу, поскольку, как усматривается из материалов дела, спорное строение расположено на расстоянии 2, 98 м от границы с соседним земельным участком, находящимся по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Захарьевская, дом 21, кадастровый номер 78:34:0444103:18, вместо 3 м, по правильному утверждению судебной коллегии суда апелляционной инстанции, не влечет удовлетворение требований истца о сносе жилого дома, возведенного Джабаровой М.Н. Снос самовольной постройки является крайней мерой, применяемой, по смыслу закона, только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В данном случае снос самовольной постройки признан судом несоразмерным допущенному нарушению.
Судебной коллегией также отмечено, что расстояние, равное 0, 02 м не превышает среднюю квадратическую погрешность, исходя из п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года N90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения", согласно которому величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к названным Требованиям.
В соответствии с приложением к Приказу от 01 марта 2016 года N 90 средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек на земельные участки отнесенные к землям индивидуального жилищного строительства составляют не более 0, 20 м.
Довод жалобы относительно того, что эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, во внимание принят быть не может, как не влияющий на правильность оспариваемого судебного постановления.
Как следует из имеющейся в деле подлинной подписки эксперта, несмотря на то, что в ней указан эксперт Кузнецов П.С, подписка содержит подлинную подпись эксперта Кузнецова С.Н. Его же подпись имеется на каждой странице экспертного заключения, к экспертному заключению приложены документы, подтверждающие специализацию и образование эксперта Кузнецова С.Н.
Таким образом, указание в подписке на Кузнецова П.С, в то время как в ней имеется подпись Кузнецова С.Н, можно расценить как описку, не влияющую на допустимость экспертного заключения как доказательства по делу. Ссылка на нормы АПК РФ, что также возможно было бы расценить как описку, в подписке эксперта отсутствует. То обстоятельство, что подписка эксперта датирована после начала производства экспертизы, также на допустимость экспертного заключения как доказательства по делу не влияет.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, выводы суда основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379-6, 390, 390-1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семеновой Устиньи Витальевны - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.