Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Кедриной О.В, Гареевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 04 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Зотовой ФИО10 к администрации муниципального образования Терского сельсовета Буденновского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в сводном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Кедриной О.В, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определение Ставропольского краевого суда от 04 февраля 2020 года, удовлетворены требования Зотовой В.В. о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в сводном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем.
В кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права с указанием на неправильное истолкование судами закона о мерах социальной поддержки в полном объёме по ФЗ N5 при снятии с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Материалами дела подтверждено, что Зотова В.В. на основании постановления администрации муниципального образования Терского сельсовета Буденновского района Ставропольского края N30-в от 07 мая 2003 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учёт, как мать погибшего сына в Чеченской Республике. ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита муж истца Зотов Г.В. приобрёл в собственность жилое помещение по адресу: "адрес" (л.д.16-17). На приобретение указанного жилого помещения был взят ипотечный кредит на сумму "данные изъяты" рублей на срок 120 месяцев с выплатой до ноября 2028 года под 10, 5% годовых, что подтверждается кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ года N "данные изъяты"; созаёмщиками по которому выступают Зотова В.В. и Зотов Г.В. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости указано, что правообладателем квартиры по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, является Зотов Г.В, в графе ограничение прав и обременения объекта недвижимости указана ипотека в силу закона; ограничение установлено в пользу ПАО "Сбербанк", договор купли продажи с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ года.
Извещением администрации муниципального образования Терского сельсовета Буденновского района Ставропольского края N12-97 от
ДД.ММ.ГГГГ года Зотова В.В. поставлена в известность о том, что она включена в список граждан, которым в 2019 году планируется предоставить субсидию на приобретение жилья в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье" - обеспечение субсидиями ветеранов, инвалидов. Размер субсидии, предоставляемый на одного гражданина составляет "данные изъяты".
Зотова В.В. проинформирована письмом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края N01-06/5364 от ДД.ММ.ГГГГ года о том, что Администрацией муниципального образования Терского сельсовета Буденовского района Ставропольского края она снята с жилищного учёта в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения (л.д.26).
Удовлетворяя требования истца по данному делу, суды правильно установили фактические обстоятельства дела, в том числе то, что Зотова В.В. на момент постановки на учёт в период действия ЖК РСФСР являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, как мать погибшего сына в Чеченской Республике, имела право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 21 Закона РФ "О Ветеранах", что было основанием для её постановки на учёт по месту жительства для получения социального жилья на законных основаниях, номер очереди N3.
Материалами дела бесспорно подтверждено, что Сорокина (Зотова) В.В. является матерью Сорокина О.В, погибшего при исполнение воинской обязанности в результате огнестрельного полевого ранения в голову в ст. Шелковская Чеченской Республики 28 сентября 2002 года.
Ни по одному из оснований, по которым Зотова В.В. встала на учёт, жилищные условия истца не улучшались.
Судами по результатам исследования указанных обстоятельств сделан основанный на материалах дела вывод о том, что период ожидания подхода очередности по обоим основаниям являлся длительным.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края уведомило Зотову В.В. о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года Зотова В.В. числится в списке граждан имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за счёт средств федерального бюджета, номер очереди - "данные изъяты", дата постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании письма администрации МО Терского сельсовета Буденновского района от 20 сентября 2019 года Зотова В.В. исключена из указанного списка в связи с приобретением жилья и улучшением жилищных условий.
Отказывая во включении в список граждан имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" по Ставропольскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения сослалось на указанное постановление МО Терского сельсовета Ставропольского края, как основание для исключения Зотовой В.В. из Единого списка федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года.
При удовлетворении требований Зотовой В.В, судами правомерно в рамках заявленных истцом требований учтено, что Зотовы приобрели квартиру в целях улучшения жилищных условий после того, как Зотова В.В. была включена в указанный список, семья истца приобрела спорную квартиру с использованием кредитных средств ОАО "Сбербанк России" по договору от 20 ноября 2018 года при отсутствии средств социальной поддержки по любым имевшимся у истца основаниям после периода длительного ожидания и неисполнения гарантированных государством жилищных прав, а также после постановки на учёт и включения в единый реестр, возмездность приобретения жилья Зотовой В.В. после указанных обстоятельств проверена судами, подтверждена надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах доводами кассационной жалобы ответчика и материалами дела правильность выводов судов по существу заявленных требований Зотовой В.В. при отсутствии к ней требований Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в условиях состязательности гражданского процесса не опровергнута.
Судом 1 инстанции правильно применены нормы материального права, исходя из законодательства, действовавшего с даты постановки Зотовой В.В. на учёт.
В соответствии с положениями ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года N5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п.п.4 п.1 ст.21).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по/предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 15. 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1 ст.23.2). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.2 ст.23.2). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11 ст.23.2). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11.1 ст.23.2).
Согласно Порядку предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23 ФЗ "О ветеранах", утверждённому постановлением Правительства Ставропольского края от 09 апреля 2010 года N109-п, единовременная денежная выплата предоставляется министерством строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) гражданам на строительство или приобретение жилого помещения, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.2).
Положениями ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ предусмотрено, чт граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по существу спора, принимая во внимание, что доводы ответчика направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ при отсутствии оснований к переоценке.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований не согласиться с выводами судов в обжалуемых судебных актах, поскольку на гражданина при сложившихся обстоятельствах не имеется оснований для возложения неблагоприятных последствий неисполнения предусмотренных государством гарантий.
Иные доводы кассационной жалобы не влекут удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 3 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ).
Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусматривались статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, в том числе, право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда нуждающимся в улучшении жилищных условий, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица, вставшие на учет после 01 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Признание судами права Зотовой В.В. на получение единовременной денежной выплаты в размере 549 486 рублей с учётом законодательств субъекта РФ- Ставропольского края - при установленных фактических обстоятельствах отвечает целям социального государства согласно ст.7 Конституции Российской Федерации.
Предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 04 февраля 2020 года - оставить без изменения кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Буденновского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года и апелляционного определения Ставропольского краевого суда от 04 февраля 2020 года, применявшееся на основании определения судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2020 года.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Кедрина О.В.
подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.