Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тагланова Н.М. к ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения комиссии ФСИН о внесении изменений в протокол в части постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе Тагланова Н.М. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
установила:
Тагланов Н.М. обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения комиссии ФСИН о внесении изменений в протокол в части постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В иске указал, что относится к категории сотрудников ФСИН, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах УИС более 10 лет, что ни он, ни члены его семьи не имеют жилого помещения ни в собственности, ни на основании договора социального найма.
5 июля 2014 года он обратился с рапортом, в территориальную подкомиссию о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола N 5 от 19 января 2016 года он был поставлен на учет, составом семьи 5 человек, для получения единовременной социальной выплаты.
В последующем, согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N 51 от 11 декабря 2018 года комиссией ФСИН России были внесены изменения в протокол N 5 от 19 января 2016 года в части даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что его супругой были совершены действия ухудшающими жилищные условия.
Истец Тагланов М.Н. просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России N 51 от 11 декабря 2018 года о внесении изменений в протокол N 2 от 19 января 2016 года, а именно в части постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты с 4 октября 2017года, одновременно признав за ним данное право с 5 июня 2014 года.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В кассационной жалобе Тагланова Н.М. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Разрешая заявленные требования по существу, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды исходили из того, имело место сознательное и намеренное ухудшение супругой истца жилищных условий всей семьи, ввиду чего решение комиссии об изменении даты постановки Тагланова Н.М. на учет для получения ЕСВ спустя 5 лет со дня совершения указанных выше действий на основании ч. 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ являются правомерными, а решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований - соответствующим требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судебных инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Проживание супруги истца ФИО4 с детьми в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, в отсутствие договора социального найма, заключенного между ней и МО Полтавский сельсовет, не влияет на правовую природу отношений по предоставлению жилого помещения для проживания.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.