Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Минеевой В.В.
судей Гареевой Д.Р. и Кедриной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова ФИО17, Климовой ФИО18, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Климова ФИО19, Климова ФИО20, к администрации города Лермонтова о признании незаконным и отмене постановления администрации города Лермонтова от 27 марта 2019 г. N253 об исключении из Списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020г.г, восстановлении в Списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020г.г, по кассационной жалобе администрации города Лермонтова Ставропольского края на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края 26 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, выслушав объяснения представителя администрации города Лермонтова Ставропольского края Лермонтовского городского суда Ставропольского края Тимченко В.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Климова Е.М, Климовой Е.М, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климов Е.М. и Климова Е.М, действующие также в интересах несовершеннолетних детей Климова Д.Е, 07 сентября 2013 года рождения, Климова М.Е, 17 июня 2016 года рождения, обратились в суд с иском к Администрации г. Лермонтова, в котором просят признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Лермонтова N 253 от 27 марта 2019 года "Об исключении из "Списка молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплат жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подпрограммы "создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан СК" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан города Лермонтова" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан города Лермонтова", утвержденного постановлением Администрации г. Лермонтова N 171 от 11 марта 2019 года, обязать ответчика восстановить семью Климовых, состоящую из 4-х человек в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы" по муниципальному образованию Ставропольского края, с даты подачи заявления в Администрацию г. Лермонтова в 2014 году.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года, исковые требования Климова ФИО21, Климовой ФИО22, действующих также в интересах несовершеннолетних детей ФИО23 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2019 г. решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года оставлено без изменения.
Заявителем подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 12 ноября 2014 года постановлением Администрации г. Лермонтова N 1061 семья Климова Е.М, в составе 3-х человек: Климов Е.М, супруга Климова Е.М, сын ФИО3, признана в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в целях включения в Список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове" муниципальной программы г. Лермонтова "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова на 2014-2016 годы", нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма согласно ст. 51 ЖК РФ", утвержденный постановлением Администрации г. Лермонтова N 1422 от 29 ноября 2013 года.
На момент постановки на учет нуждающихся Климов Е.В. со своим сыном ФИО24. был зарегистрирован в квартире общей площадью 54, 80 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В квартире помимо истца было зарегистрировано еще трое человек: его отец Климов М.В, мать Климова Г.А, брат Климов В.М.
Супруга Климова Е.М. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в которой помимо неё зарегистрировано еще двое человек: её мать Трунова Н.Е, брат Трунов Е.М.
28 января 2015 года постановлением Администрации г, Лермонтова N 65 семья Климова Е.М. включена в Список молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове" муниципальной программы г. Лермонтова "Социальная |поддержка граждан г. Лермонтова на 2014-2016 годы", нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма согласно ст. 51 ЖК РФ", утвержденный постановлением Администрации г. Лермонтова N 1287 от 26 декабря 2014 года.
17 мая 2016 года у супругов Климовых родился второй сын - ФИО4
11 марта 2019 года постановлением Администрации г. Лермонтова N 171 утвержден Список молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", программы г "Создание условий для обеспечения допустимым и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства", строительства и архитектуры" и программы "Создание условий для обеспечения допустимым и комфортным жильем граждан г. Лермонтова" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова".
Семья Климовых включена в данный список под N 13.
27 марта 2019 года постановлением Администрации г. Лермонтова N 253 постановление Администрации г. Лермонтова N 1061 от 12 ноября 2014 года, которым семья Климова Е.М. признана нуждающейся в жилом помещении отменено. Семья Климова Е.М. исключена из списка участников программы, в связи с отсутствием на момент постановки на учет оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия указанных лиц с жилищного учета послужило то, что суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности у семьи Климовых, с учетом всех зарегистрированных в квартирах лиц, (родителей и братьев), на момент признания семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2014 году, составляла больше учетной нормы.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что на момент признания в 2014 году семьи Климова Е.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении общая площадь занимаемых истцами и членами их семьи жилых помещений составляла 97, 1 кв.м, что, в совокупности, в пересчете на каждого из 8-ми членов указанных семейств составляло 12 кв.м, что соответствовало установленной учётной норме площади жилого помещения в г. Лермонтове на одного члена семьи. В мае 2016 года у супругов Климовых родился второй сын - Климов М.Е, при этом истцы фактически проживают в 2-х комнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 42, 30 кв.м и на момент исключения истцов из списка молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, у семьи имелась нуждаемость в получении жилого помещения по договору социального найма.
Также суд пришел к выводам, что родители и братья истцов, несмотря на регистрацию по месту жительства в указанных жилых помещениях, членами молодой семьи Климова Е.М. в установленном законом порядке не признавались и фактически совместно с истцами не проживали и не вели общего хозяйства, в связи с чем, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения учету не подлежат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", продленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 на 2015 - 2020 годы, федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установилПравиларавила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом выводы судов о том, что поскольку предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретение жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, при определении нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, а не нормами статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основан на неверном применении норм материального права.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Материалами дела установлено, что на дату признания семьи Климовых в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, родителям Климова Е.В. - Климову М.В. Климовой Г.А. принадлежала ? доли на "адрес" по уд. Волкова, 11 "адрес" городе Лермонтове. Также с июня 2018 года матери истца Климовой Е.М. принадлежит квартира общей площадью 53 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пп. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Вместе с тем, проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 ЖК РФ) не опровергает факт того, что супруг, дети и родители являются членами семьи собственника жилого помещения.
Системное толкование вышеуказанных положений жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для целей определения жилищной обеспеченности истцов возможно исключить из расчета жилищную обеспеченность иных членов семьи только при условии, что заявители вселились в жилое помещение самостоятельно от иных членов семьи, тогда как в данном случае такое обстоятельство отсутствует.
Судебными инстанциями положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации были процитированы в судебных постановлениях, однако к отношениям по пользованию истцом и членами его семьи занимаемым ими жилым помещением, находящимся в собственности родственников Климова Е.В, с учетом требований законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не применены, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о том, относятся ли истцы к членам семьи собственников жилых помещений Климова М.В. и Климовой Г.А, не установлены.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции по настоящему делу выполнены не были, допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуального закона не устранены.
Принимая во внимание изложенное, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2018 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1-390.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2019 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.