Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (далее - ООО "Брянская мясная компания"), на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Орловской и Курской областям от 19 июня 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенные в отношении ООО "Брянская мясная компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) от 19 июня 2019 года N 27, оставленным без изменения решением судьи Урицкого районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года, решением судьи Орловского областного суда от 25 октября 2019 года, ООО "Брянская мясная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Валеев М.Р, действующий на основании доверенности в интересах ООО "Брянская мясная компания", ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении ООО "Брянская мясная компания" по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, или снизить размер административного штрафа до 200 000 рублей.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Брянская мясная компания" к административной ответственности) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 57:04:0000000:42 площадью 3250000 кв.м и 57:04:0000000:457 площадью 776033+\-617 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", агрофирма "Хотьковская Нива", принадлежащих ООО "Брянская мясная компания", не выполняются обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью, а следовательно, к ухудшению качественного состояния земли.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением исполняющего обязанности начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 19 июня 2019 года N 27 ООО "Брянская мясная компания" к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 25 марта 2019 года N 142, которым утверждены плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, в том числе земельных участков, расположенных в Хотьковском сельском поселении "адрес", с кадастровыми номерами 57:04:0000000:42 и 57:0000000:457 (т. 1 л.д. 16-18); актом осмотра территории, согласно которому 10 апреля 2019 года в период с 11 часов 00 минут до 17 часов 00 минут были осмотрены указанные выше земельные участки. Осмотр проведен старшим государственным инспектором ФИО4 В ходе осмотра установлено, что земельные участки на всей площади заросли сорной древесно-кустарниковой растительностью.
Осмотр проводился с применением технических средств: навигатор Garmin etrex 20 x, фотовидеокамера SONY HDR-PJ240E (т. 1 л.д. 19-20); фототаблицей от 10 апреля 2019 года вышеуказанных земельных участков, из которой следует, что земельные участки заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы какой-либо сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, почвообрабатывающей техники не зафиксировано (т. 1 л.д. 21-31); мотивированным представлением исполняющего обязанности начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 29 апреля 2019 года (том 1 л.д. 45-46); распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 30 апреля 2019 года N 273-р о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Брянская мясная компания", с указанием объектов проверки земельных участков сельскохозяйственного назначения с вышеуказанными кадастровыми номерами, расположенными по адресу: "адрес", Хотьковское сельское поселение, территория ОАО "Агрофирма Хотьковская Нива" (т. 1 л.д. 47-48); актом проверки Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 24 мая 2019 года, в котором изложены данные, установленные актом осмотра территории от 10 апреля 2019 года (т.1. л.д. 79-80) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Брянская мясная компания" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод автора жалобы о том, что фототаблица не может служить надлежащим доказательством, подтверждающим совершение ООО "Брянская мясная компания" вменяемого административного правонарушения, поскольку фотоматериалы не содержат полных сведений о земельных участках, на которых производились осмотр и фотосъемка, нельзя признать состоятельным, поскольку такой довод опровергается материалами дела, установленными фактическими обстоятельствами и совокупностью имеющихся по делу доказательств.
Доводы заявителя в жалобе о недоказанности вины ООО "Брянская мясная компания" в совершении инкриминированного, о проведении проверки с грубым нарушением требований действующего законодательства, а также о том, что наличие в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, принадлежащего, до издания распоряжения о проведении планового (рейдового) осмотра, свидетельствует о фактической выездной проверке, что запрещено частью 3 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ, являлись предметом проверки судебных инстанций, таким доводам дана надлежащая правовая оценка. Мотивы, по которым такие доводы были отклонены, изложены в обжалуемых судебных актах, не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Являются необоснованными и доводы жалобы о тяжелом финансовом положении ООО "Брянская мясная компания", которое связанно с реализацией долгосрочных государственных программ по развитию сельского хозяйства с получением заемных денежных средств, что как следствие приводит к возникновению убытков.
Согласно части 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, заявителем жалобы не представлено доказательств, которые подтверждали бы наличие исключительных обстоятельств, дающих право для снижения размера штрафа в порядке, предусмотренном частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, оснований для снижения размера назначенного ООО "Брянская мясная компания" административного штрафа до 200 000 рублей не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае суды установили, что ООО "Брянская мясная компания" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Брянская мясная компания" объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения
Административное наказание назначено ООО "Брянская мясная компания" в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО "Брянская мясная компания" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Орловской и Курской областям от 19 июня 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.