Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Макеевой Н.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2019 года, решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 22 ноября 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 22 января 2020 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 22 ноября года ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 22 января 2020 года из решения судьи Борского городского суда Нижегородской области от 22 ноября 2019 года исключено указание на Приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 года N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов". В остальной части названный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Макеева Н.Н. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с абз. 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как усматривается из материалов дела, Военной прокуратурой Западного военного округа совместно со специалистом Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу с 9 июля 2019 года по 6 августа 2019 года была проведена проверка соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что в результате ненадлежащей эксплуатации объектов водно-канализационного хозяйства, расположенных по адресу: "адрес", п/о Слободское, в/г N 1, поступающие в канализационно-насосную станцию сточные воды, через трубу сливаются на рельеф местности в районе "адрес", г.о. "адрес", образуя разлив площадью 250 кв.м. Согласно заключению специалиста Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, с учетом разъяснений Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, жидкость в месте разлива относится к отходам производства и потребления.
Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2017 года N 172 канализационная насосная станция (N11189), водонасосная станция (N11188) и сети водоотведения (N 11191), расположенные по адресу: Нижегородская область, Борский район, пос. Линда, п/о Слободское, в/г N 1, закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационная контора N21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 государственное учреждение Жилищно-эксплуатационная контора N21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы переименовано в ФГБУ "ЦЖКУ", в связи с чем вышеуказанные объекты в настоящее время закреплены за последним на праве оперативного управления и находятся в эксплуатации.
Статьей 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 607, основными целями деятельности Управления является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в его совершении подтверждены исследованными судьей Борского городского суда Нижегородской области, а также судьей Нижегородского областного суда доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых является достаточной для рассмотрения дела по существу и вынесения постановления о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы жалобы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является субъектом правонарушения, поскольку объекты водно-канализационного хозяйства (канализационная станция, водонасосная станция и сети водоотведения) не передавались на его баланс, сточные воды не относятся к отходам и требования к ним определяются Водным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а не Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", являлись предметом проверки судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в оспариваемых решениях.
Доводы поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2019 года, решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 22 ноября 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 22 января 2020 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Макеевой Н.Н. - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.