Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Транснефть - Дружба" Камозина Р.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Фокинского судебного района города Брянска от 18 сентября 2019 года и решение судьи Фокинского районного суда города Брянска от 4 февраля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Транснефть - Дружба" (далее - АО "Транснефть - Дружба", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Фокинского судебного района города Брянска от 18 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Фокинского районного суда города Брянска от 4 февраля 2020 года, АО "Транснефть - Дружба" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе законный представитель общества Камозин Р.В. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.25 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в период с 12 ноября 2018 года по 7 декабря 2018 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее - Управление Россельхознадзора по Самарской области), установлено, что в июне 2018 года на территории площадью примерно 800 кв.м. земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственной деятельности, расположенного по адресу: "адрес" АО "Транснефть - Дружба" на 12, 5 км. магистрального нефтепродуктопровода "Воскресенка-Прибой" проводило работы по приварке и прорезке вантузной задвижки. В результате проведения указанных работ произошло снижения плодородия почв. Согласно заключению эксперта ФГБУ ЦНМВЛ установлено снижение массовой доли органического вещества в среднем более чем на 22 процента. Обществом в нарушение требований пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации не были осуществлены мероприятия, направленные на восстановление плодородного слоя почвы.
7 декабря 2018 года Управлением Россельхознадзора по Самарской области АО "Транснефть - Дружба" выдано предписание об устранении указанного нарушения требований земельного законодательства в срок до 7 июля 2019 года, которое получено обществом в тот же день.
Распоряжением Управления Россельхознадзора по Самарской области от 8 июля 2019 года назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО "Транснефть - Дружба" с целью установления исполнения предписания от 7 декабря 2018 года.
По результатам проведенной проверки 12 августа 2019 года Управлением Россельхознадзора по Самарской области составлен акт, согласно которому предписание от 7 декабря 2018 года не исполнено, часть земельного участка с кадастровым номером N в месте проведения АО "Транснефть - Дружба" указанных работ на 12, 5 км. магистрального нефтепродуктопровода "Воскресенка-Прибой" не приведена в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственной деятельности. Согласно заключению эксперта ФГБУ ЦНМВЛ установлено снижение подвижной формы фосфора более чем на 37%; снижение органическою вещества в среднем более чем на 40%.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.5), предписанием (л.д.8), распоряжением Управления Россельхознадзора по Самарской области (л.д.17-19), актом проверки (л.д.10-14) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что АО "Транснефть - Дружба" выполнило технический этап рекультивации, с учетом установленных по делу обстоятельств, не свидетельствует о приведении земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, обязанность по обеспечению рекультивации земель лежит на АО "Транснефть - Дружба", в связи с этим заключение 27 декабря 2019 года обществом соглашения о временном занятии земельного участка и выплата по нему денежных средств, в том числе в целях возмещения затрат на восстановление качества земель, не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Учитывая изложенное, а также то, что арендатор земельного участка ФИО4 не являлся заказчиком работ, в ходе выполнения которых произошло снижение плодородия почв, поэтому необходимости в его допросе не имелось.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела данных о том, каким образом была определена площадь подлежащего восстановлению земельного участка, о его координатах на местности, не могут повлечь отмену судебных актов. Снижение плодородия почв произошло на земельном участке, где обществом выполнялись работы по приварке и прорезке вантузной задвижки. Соответственно, обществу было известно место, где должны выполняться работы по восстановлению плодородия почв. В материалы дела доказательств того, что в целях исполнения предписания на земельном участке проводились какие-либо работы по биологической рекультивации земель, не представлено.
Доводы жалобы о том, что отбор проб производился за пределами земельного участка с кадастровым номером N и территории, на которой обществом производились работы по приварке и прорезке вантузной задвижки, своего подтверждения не нашли.
Доводы жалобы о том, что у Управления Россельхознадзора по Самарской области отсутствовали полномочия осуществлять государственный земельный надзор в отношении земельного участка, на котором расположено подземное сооружение в виде магистрального нефтепродуктопровода "Воскресенка-Прибой", не могут повлечь отмену судебных актов. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственной деятельности. Из соглашения о временном занятии земельного участка от 27 декабря 2018 года и ответа представителя собственника земельного участка следует, что обществу предоставлялась для временного занятия часть указанного земельного участка площадью 0, 325 га (пашня), границы которой обозначены в приложении N к названному соглашению. Магистральный нефтепродуктопровод "Воскресенка-Прибой" не занимает весь предоставленный во временное пользование земельный участок. Данный земельный участок предназначен для осуществления сельскохозяйственной деятельности. В отношении указанного земельного участка обществом произведено возмещение главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО4 убытков сельскохозяйственного производства и упущенной выгоды, вызванные временным его занятием. Учитывая изложенное, у Управления Россельхознадзора по Самарской области имелись полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земельного участка.
Ссылка в жалобе на судебный акт судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции, состоявшийся по другому делу об административном правонарушении, не может являться основанием для отмены судебных постановлений, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 18 Фокинского судебного района города Брянска от 18 сентября 2019 года и решение судьи Фокинского районного суда города Брянска от 4 февраля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Транснефть - Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества "Транснефть - Дружба" Камозина Р.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.