Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Юшиной В.А., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "РИЧ", на вступившие в законную силу постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "РИЧ" (далее - ООО "Коммерческий центр "РИЧ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 8 ноября 2019 года, ООО "Коммерческий центр "РИЧ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Юшина В.А. просит об отмене судебных актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и возвращении дела на новое рассмотрение.
Тульский природоохранный прокурор Ахмедов Н.Д, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником общества Юшиной В.А. жалобы, представил возражения, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п.п.1, 3 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу п.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Тульской природоохранной прокуратурой в период с 19 марта 2019 года по 16 апреля 2019 года проведена проверка соблюдения ООО "Коммерческий центр "РИЧ" требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства.
По результатам проведенной проверки установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 мая 2007 года ООО "Коммерческий центр "РИЧ" принадлежит на праве собственности технологический комплекс, состоящий из нежилого здания (бардонасосной), бардопровода, полей фильтрации площадью 698 400 кв.м. Обществом с администрацией муниципального образования город Ефремов заключены договоры аренды земельных участков под картами полей фильтрации с разрешенным видом использования - для отстоя барды спиртового производства.
При эксплуатации карт полей фильтрации ООО "Коммерческий центр "РИЧ" допускаются нарушения экологических требований при обращении с отходами производства:
- в нарушение пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ размещение отходов производства III класса опасности в виде барды спиртового производства осуществляется на полях фильтрации, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
- отсутствует паспорт на отход производства III класса опасности - барды спиртового производства;
- общество, не имея лицензии, в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ осуществляет деятельность по размещению на полях фильтрации отходов производства III класса опасности - барды спиртового производства.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 апреля 2019 года, свидетельством о государственной регистрации права от 29 мая 2007 года, картой полей фильтрации, актом отбора проб от 19 марта 2019 года, протоколом испытаний от 26 марта 2019 года, заключением по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану - заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб объектов производственной среды от 26 марта 2019 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы со ссылкой на заключение эксперта ООО "Про.Эксперт" от 2 августа 2019 года о том, что отбор проб был осуществлен с нарушением действующих методических рекомендаций, не могут повлечь отмену судебных актов. Из показаний специалистов ФБУ "Тульский ЦСМ" ФИО6, ФИО7 следует, что при отборе проб существенных недостатков, влияющих на результаты исследований, допущено не было.
Заключение эксперта ООО "Про.Эксперт" от 2 августа 2019 года было предметом оценки судьей районного суда и обоснованно признано ненадлежащим доказательством по делу.
Доводы жалобы со ссылкой на записи в журнале учета доступа посетителей на объект охраны общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" о том, что проба не могла быть доставлена в ФБУ "Тульский ЦСМ" 19 марта 2019 года в 17 час. 18 мин, являются несостоятельными и опровергаются показаниями специалиста ФБУ "Тульский ЦСМ" ФИО7 и главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО8
Доводы жалобы о том, что в процессе деятельности ООО "Коммерческий центр "РИЧ" указанные отходы не образовывались, а уже были размещены до приобретения технологического комплекса, не опровергает тот факт, что обществом осуществлялось размещение на эксплуатируемом объекте данных отходов. Указанный объект из эксплуатации не выведен. При таких обстоятельствах обществом допущено нарушение приведенных выше требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что размещение отходов производства осуществляется на полях фильтрации, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В государственном реестре объектов размещения отходов, размещенном в свободном доступе в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Росприроднадзора, сведения об указанном объекте отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что в 2015 году проводились исследования барды зерновой, по результатам которых указанный отход относится к V классу опасности, опровергаются заключением по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану - заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб объектов производственной среды от 26 марта 2019 года, оснований сомневаться в достоверности которого не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии у ФБУ "Тульский ЦСМ" полномочий по присвоению либо изменению класса опасности, не могут повлечь отмену судебных актов. При проведении проверки прокурор вправе устанавливать обстоятельства, имеющие отношение к ее предмету. При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, являются несостоятельными. Из материалов дела следует, что мероприятия осуществлялись в рамках проверки, проводившейся в порядке, установленном Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". По данному делу решение о проведении административного расследования не принималось. Учитывая изложенное, дело рассмотрено с соблюдением правил территориальной подсудности.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "РИЧ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Юшиной В.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.