Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Саратовской области Корноварова А.П. на вступившее в законную силу постановление судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 15 мая 2020 года, вынесенное в отношении Гавичева А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 15 мая 2020 года Гавичев А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В протесте заместитель прокурора Саратовской области Корноваров А.П. просит об отмене судебного акта, указывая о его незаконности.
Гавичев А.К, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора области протеста на судебный акт, в установленный срок возражения на него не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гавичева А.К. к административной ответственности) установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Пунктом 1 Распоряжения Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года N 200-р "О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории области" на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
В соответствии с пунктом 1.10.3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П граждане обязаны по 31 мая 2020 года включительно не покидать места проживания (пребывания), за исключением предусмотренных в данном пункте случаев.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Гавичева А.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что он 14 мая 2020 года в 12 часов 40 минут в нарушение п. 1.10.3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", обязывающего граждан не покидать места проживания (пребывания), находился в районе притока реки Волга в одном километре южнее от села Расловка Саратовского района Саратовской области.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По смыслу статей 26.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором формулируется вменяемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Пунктом 1.10.3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П и Положением о порядке выдачи гражданам специальных пропусков в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным указанным постановлением Правительства Саратовской области, предусматривалась возможность следования граждан к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена, при наличии у них специальных пропусков, выданных в соответствии с названным Положением; осуществления гражданами деятельности, связанной с передвижением по территории Саратовской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), при наличии у них специальных пропусков, выданных в соответствии с упомянутым Положением.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 апреля 2020 года N 256-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 3 апреля 2020 года N 236-П" были внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 3 апреля 2020 года N 236-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Саратовской области", в соответствии с которыми часть вторая пункта 4 названного постановления была изложена в следующей редакции: "Комплекс мер, связанный с контролем за перемещением граждан на основе специальных пропусков, вводится в действие с 20 апреля 2020 года".
Из протокола об административном правонарушении от 14 мая 2020 года следует, что Гавичеву А.К. вменялось то, что он 14 мая 2020 года в 12 час. 40 мин. находился в указанном месте в нарушение постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N208-П и внесенных в него постановлением Правительства Саратовской области от 9 апреля 2020 года N 256-П изменений без специального пропуска.
Вопреки сформулированному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения, судья районного суда изменил существо вменявшегося Гавичеву А.К. деяния, вышел за его рамки, что свидетельствует о нарушении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о том, что Гавичев А.К. относится к числу лиц, в отношении которых распространяются нормы пункта 1.10.3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П и вышеназванного Положения, касающиеся выдачи специальных пропусков.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 15 мая 2020 года, вынесенное в отношении Гавичева А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии названного лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 15 мая 2020 года, вынесенное в отношении Гавичева А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.