Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца - местного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "данные изъяты" на решение Суземского районного суда Брянской области от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 03 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению местного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "данные изъяты" к территориальной избирательной комиссии "данные изъяты" Брянской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва, возложении обязанности заверить список кандидатов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением "данные изъяты" Совета народных депутатов от 23 июня 2020 года N 4-30, опубликованным в районной газете "Рассвет" 25 июня 2020 года, на 13 сентября 2020 года назначены дополнительные выборы депутатов "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 "данные изъяты" городского поселения.
15 июля 2020 года (в последний день приема документов) местное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "данные изъяты" района (далее - МО КПРФ "данные изъяты" района) представило в избирательную комиссию пакет документов для заверения списка кандидатов.
Решением территориальной избирательной комиссии "данные изъяты" района от 15 июля 2020 года N 85/1 избирательному объединению "Местное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "данные изъяты" района в заверении списка кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 "данные изъяты" городского поселения, отказано.
Основаниями отказа в заверении списка кандидатов явилось: представление документов не в соответствии с графиком приема документов Рабочей группой; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов по одномандатным избирательным округам; отсутствие необходимых документов для заверения списка кандидатов, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г", "ж" пункта 4 статьи 20 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области", а именно решения уполномоченного органа избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения и заявления представителя о согласии на осуществление соответствующей деятельности, копии паспорта; списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным округам; нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, решения о его создании; сведений о кратком и полном наименовании политической партии; решения уполномоченного органа избирательного объединения о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам.
МО КПРФ "данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии "данные изъяты" района Брянской области от 15 июля 2020 года N 85/1, возложении на территориальную избирательную комиссию "данные изъяты" района обязанности заверить список кандидатов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что МО КПРФ "данные изъяты" района был представлен необходимый перечень документов для заверения списка кандидатов, выявленные недостатки незамедлительно устранены, в связи с чем отказ в заверении списка кандидатов является незаконным.
Решением Суземского районного суда Брянской области от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 03 августа 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 августа 2020 года через Суземский районный суд Брянской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2020 года, местное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "адрес" просит отменить судебные акты, поскольку содержащиеся в них выводы не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что 11 июля 2020 года на Пленуме МО КПРФ в "адрес" избирательным объединением кандидатом на дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" городского поселения выдвинут ФИО7, составлен список кандидатов, уполномоченным представителем избирательного объединения назначена ФИО6, давшая на это согласие, о чем указано в приложении к решению Пленума, а также прилагаемых к жалобе пояснительных записках участников Пленума. Требования закона об извещении избирательной комиссии о проведении Пленума о выдвижении списка кандидатов выполнены. Вывод о том, что в избирательную комиссию МО КП РФ "адрес" не были предоставлены в полном объеме документы, необходимые для заверения списка кандидатов, является неверным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьёй 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, в целях проверки доводов о нарушении избирательных прав.
Из материалов дела следует и судами установлено, что постановлением Избирательной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, полномочия избирательной комиссии муниципального образования " "данные изъяты" городское поселение" возложены на территориальную избирательную комиссию "адрес".
ФИО1 секретарем МО КПРФ "адрес" ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию "адрес" были представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу N Суземского городского поселения.
Решением территориальной избирательной комиссии "адрес" от 15 июля 2020 года N 85/1 избирательному объединению "Местное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "адрес" в заверении списка кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением - МО КПРФ "адрес" по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" городского поселения было отказано.
Основаниями к отказу в заверении списка кандидатов послужило предоставление пакета документов не в соответствии с графиком приема документов Рабочей группой; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов по одномандатным избирательным округам, в связи с отсутствием необходимых документов для заверения списка кандидатов, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г", "ж" пункта 4 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в "адрес"", а именно: решения уполномоченного органа избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, его заявления о согласии на осуществление соответствующей деятельности, копии паспорта; списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным округам; нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, решения о его создании; сведений о кратком и полном наименовании политической партии; решения уполномоченного органа избирательного объединения о делегировании лицу полномочий заверить список кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам.
Запись о некоммерческой организации Брянское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложениям к решению Пленума местного отделения "КПРФ" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, представленных представителем административного истца, в списке уполномоченных представителей избирательного объединения местного отделения "КПРФ" "адрес" значится ФИО6, которая ДД.ММ.ГГГГ дала свое письменное согласие; в списке кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва "данные изъяты" городского поселения, выдвинутых избирательным объединением МО КПРФ "адрес", указан ФИО7
Отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что ТИК "адрес" правомерно отказала в заверении списка кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением - местным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "адрес" по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" городского поселения, в связи с несоблюдением требований к выдвижению списка кандидатов и не представлением в полном объеме документов, указанных в законе, необходимых для заверения списка кандидатов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В частности, в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1). Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (пункт 2).
Согласно подпункту "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим федеральным законом.
В силу пунктов 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 статьи 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 14.2 этой же статьи данного федерального закона).
В части 4 статьи 20 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области" указано, что при выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, уполномоченный представитель избирательного объединения при предъявлении своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона представляет в избирательную комиссию следующие документы: а) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, список уполномоченных представителей избирательного объединения, заявление уполномоченного представителя избирательного объединения о согласии на осуществление соответствующей деятельности, копия паспорта уполномоченного представителя избирательного объединения или документа, заменяющего паспорт гражданина; г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В избирательную комиссию МО КПРФ "адрес" не были представлены в полном объеме документы, необходимые для заверения списка кандидатов, согласно Подтверждению о приеме документов для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" городского поселения на дополнительных выборах депутатов "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва, избирательной комиссией от ФИО4 приняты: протокол заседания уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на 2 листах, эмблема МО КПРФ "адрес", заявление ФИО7 о согласии баллотироваться в депутаты на 2 листах.
Доказательств о представлении в избирательную комиссию полного пакета документов на бумажном носителе административным истцом не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что ТИК "адрес" правильно принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты "данные изъяты" поселкового Совета народных депутатов четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением - местным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "адрес" по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" городского поселения, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказано обоснованно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, в том числе что на момент принятия решения ТИК о заверении списка кандидатов, необходимые документы имелись у избирательной комиссии в наличии, а также на электронном флеш-носителе, и которые судом отклонены как ничем не подтвержденные.
Согласно материалам дела необходимые для заверения списка кандидатов документы - о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, на бумажном носителе представлены только в суд апелляционной инстанции, что свидетельствует о нарушении уполномоченным представителем МО КПРФ "адрес" предусмотренного порядка представления документов для заверения списка кандидатов в избирательную комиссию.
Нарушение уполномоченным представителем избирательного объединения порядка представления документов для выдвижения списка кандидатов в депутаты и отсутствие полного пакета необходимых документов на бумажном носителе, является существенным нарушением норм избирательного законодательства, достаточным для принятия избирательной комиссией решения об отказе в заверении списка кандидатов избирательного объединения.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не содержат предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Суземского районного суда Брянской области от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 03 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца - местного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" "адрес" - ФИО6- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в день вынесения 4 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.