Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ревы Д.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кожаевой Ю.П. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N о регистрации кандидата в депутаты Ревы Д.В..
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения Ревы Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Кожаевой Ю.П. - Горбунова С.М, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением городской Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва.
Для регистрации кандидата в депутаты городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N, исходя из числа избирателей в округе N), необходимо представить 11 действительных подписей избирателей.
20 июля 2020 года Рева Д.В. подал в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N в порядке самовыдвижения.
27 июля 2020 года Рева Д.В. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов городской Думы "адрес" подписанные листы. Подписной лист N содержит 5 подписей, подписной лист N подписи, подписной лист N подписей, подписной лист N подписей. Общее количество собранных подписей составило 19 подписей.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N от ДД.ММ.ГГГГ N Рева Д.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городской Думы "адрес" по одномандатному избирательному округу N также зарегистрирована Кожаева Ю.П, которая обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации кандидатом Ревы Д.В.
В обоснование административных исковых требований Кожаева Ю.П. указала, что в утвержденной законодательством о выборах форме подписного листа, в числе прочего указывается адрес избирателя, в том числе наименование субъекта Российской Федерации. В подписных листах, предоставленных Ревой Д.В, наименование субъекта Российской Федерации, в котором проживают избиратели, не указано, что препятствует однозначному восприятию адреса места жительства их проживания и дает основание для признания подписей недействительными. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, служит основанием для отказа в регистрации кандидата. Подписные листы предоставлены в окружную избирательную комиссию N для регистрации кандидата в последний день подачи после 18 часов, что в силу пункта 2 статьи 32 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" служит основанием для отказа в регистрации в виду отсутствия необходимых документов.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 14 августа 2020 года, в удовлетворении административных требований Кожаевой Ю.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 августа 2020 года, решение суда первой инстанции отменено. По делу постановлено новое решение, которым признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N о регистрации кандидата в депутаты городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N от ДД.ММ.ГГГГ N Ревы Д.В... В части требований о возложении на окружную избирательную комиссию обязанности принять решение об отказе Реве Д.В. в регистрации кандидатом - отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 августа 2020 года через Саровский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 сентября 2020 года, Рева Д.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что нарушен срок подачи апелляционной жалобы, а отсутствие в подписных листах наименование субъекта Российской Федерации не препятствует однозначному восприятию места жительства избирателей.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 27 июля 2020 года Рева Д.В. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов городской Думы "адрес" седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N подписанные листы на 4-х листах, общее количество собранных подписей составило 19 подписей.
Все подписные листы в поддержку кандидата в графе "Адрес места жительства" не содержат наименование субъекта Российской Федерации проживания граждан - избирателей.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кожаевой Ю.П, суд первой инстанции исходил из того, что кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу N Рева Д.В. в установленный Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" срок предоставил в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу N все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы установленной формы, содержащие необходимое количество достоверных подписей.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя в части административные исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт отсутствия необходимых сведений в графе "Адрес места жительства" подписных листов кандидата установлен, в связи с чем все подписи в его поддержку являются недействительными, что в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидата, а принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ N отмене. Поскольку отмена судом решения о регистрации кандидата в депутаты само по себе влечет прекращение регистрации Ревы Д.В. в качестве кандидата в депутаты и не требует возложения на административного ответчика дополнительной обязанности вынести решение об отказе в регистрации Ревы Д.В. в качестве кандидата в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
В силу пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
В частности, утверждена форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (приложение 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 29 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов также изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 1.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 названного Федерального закона).
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
При этом согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Учитывая обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств дела, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона, пришел к правильному выводу, что все подписи в поддержку кандидата в депутаты Ревы Д.В. являются недействительными.
Довод кассационной жалобы о том, что нарушен срок подачи апелляционной жалобы, подлежит отклонению.
Как следует из протокола судебного заседания от 14 августа 2020 года, административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца, в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения и разъяснено, что мотивированное решение будет изготовлено в течение 5 дней. В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2020 года, вручено Кожаевой Ю.П. под расписку 20 августа 2020 года. Апелляционная жалоба подана в суд 21 августа 2020 года, то есть в установленный законом срок (часть 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о неприменении судом апелляционной инстанции пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, судебной коллегией не принимаются. Судом апелляционной инстанцией правовая оценка значимым по делу обстоятельствам дана, нормы материального права применены правильно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ревы Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в день вынесения 10 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.