Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Шиловой ФИО10, в лице представителя Никитенко ФИО11, и заинтересованного лица Ушакова ФИО12 на решение Левобережного районного суда города Липецка от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Шиловой ФИО13 к территориальной избирательной комиссии Левобережного округа города Липецка о признании недействительным и отмене постановления о регистрации кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, мнение представителя Шиловой Я.В.- Никитенко А.В, а также Ушакова А.В, поддержавших доводы своих кассационных жалоб, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
на основании решения Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года N 1109 на 13 сентября 20209 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Левобережного округа города Липецка от 24 июля 2020 года N 101/421 Ушаков А.В, выдвинутый избирательным объединением "Липецкое областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
Зарегистрированная в качестве кандидата в депутаты по тому же округу Шилова Я.В, выдвинутая избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" обратилась в суд с административным иском о признании недействительным и подлежащим отмене постановления территориальной избирательной комиссии Левобережного округа города Липецка от 24 июля 2020 года N 101/421 о регистрации Ушакова А.В. в качестве кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
Полагала, что территориальная избирательная комиссия Левобережного округа города Липецка зарегистрировала Ушакова А.В. в качестве кандидата в депутаты незаконно, поскольку документ, подтверждающий сведения об основном месте работе и роде занятий последнего отсутствует, а документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах в разделе "Доходы за 2019 год", не содержит сведений об источнике выплат - юридическом лице, являющимся налоговым агентом в соответствии с федеральными законами, либо физическом лице или организации, осуществляющих соответствующие выплаты, что свидетельствует об его оформлении Ушаковым А.В. с нарушением установленных требований.
Решением Левобережного районного суда города Липецка от 7 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года, административные исковые требования Шиловой Я.В. удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными решениями, Шилова Я.В, в лице представителя Никитенко А.В, обратилась 27 августа 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции с кассационной жалобой (поступила 9 сентября 2019 года), в которой просила внести изменения в мотивировочную часть решения суда первой инстанции, с указанием об удовлетворении ее требований на основании пп. "в" и "в.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; апелляционное определение изменить в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы Шиловой Я.В.
В обосновании своих доводов указывает на то, что регистрация Ушакова А.В. кандидатом в депутаты произведена с нарушением принципа равенства кандидатов, поскольку данное решение территориальной избирательной комиссией принято при отсутствии в заявлении о согласии баллотироваться сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий) последнего, обязательность указания которых прямо предусмотрена законом, а также при отсутствии документа, подтверждающего статус неработающего кандидата.
Вместе с тем, установив данный факт допущенного нарушения требований закона, суды не применили в качестве основания для признания оспариваемого решения незаконным пп. "в" и "в.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ошибочно указав, что это нарушение само по себе не является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, а является основанием для направления избирательной комиссией в средства массовой информации сведений о фактах недостоверности представленных сведений.
По мнению автора жалобы, требования действующего законодательства к изложению сведений о роде занятий кандидатов обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести данное нарушение к категории несущественных.
Заинтересованным лицом Ушаковым А.В, 3 сентября 2020 года через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции также направлена кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Автор жалобы указывает на то, что выводы судов о существенности нарушений, выразившихся в непредставлении в территориальную избирательную комиссию информации о гражданско-правовых договорах (дата договора, вид договора, стороны и предмет), подтверждающей размер полученного Ушаковым А.В. дохода за 2019 год, противоречит положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Полагает, что при выполнении данных требований (указание контрагентов, которые являлись физическими лицами), им будут нарушения положения Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Указывая то, что территориальная избирательная комиссия обладает полномочиями по обработке персональных данных контрагентов по сделкам, в результате которых им был получен доход за предыдущий год, суд апелляционной инстанции, по мнению Ушакова А.В, допустил расширительное толкование норм Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Определениями судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено, что решением Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года N 1109 на 13 сентября 20209 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Левобережного округа города Липецка от 24 июля 2020 года N 101/421 Ушаков А.В, выдвинутый избирательным объединением "Липецкое областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
В подтверждение сведений о принадлежности к Коммунистической партии Российской Федерации Ушаковым А.В. представлена справка от 30 июня 2020 года, подписанная Первым секретарем Комитета Липецкого областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Разворотневым Н.В. и заверенная надлежащим образом кандидатом в депутаты Ушаковым А.В.
В заявлении от 28 июня 2020 года в избирательную комиссию N 2 Октябрьского округа города Липецка о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 Ушаков А.В. сообщил о себе, наряду с иными сведениями, следующую информацию: основное место работы или службы, занимаемая должность / род занятий - Липецкое областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", юрисконсульт на общественных началах, депутат Липецкого городского Совета депутатов на непостоянной основе.
Между тем, согласно записям в трудовой книжке под N N 9 и 10 последним местом работы Ушакова А.В. указано АО "Альфа-Банк", должность - старший эксперт по решениям для клиентов корпоративного бизнеса, 15 марта 2019 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника. Иного места работы после указанной даты у Ушакова А.В. не имелось.
Кроме того, Ушаковым А.В. представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, где в графе "Доходы за 2019 год, источник выплаты дохода, сумма (руб.)", указан, в том числе, доход, полученный от продажи недвижимого имущества (квартиры) и иного имущества (экструдера и гранулятора), без указания источника выплаты доходов (индивидуально определенных сведений), а именно: договора, его вида, даты заключения, стороны и предмета.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установил, что указанный Ушаковым А.В. вид его деятельности (юрисконсульт на общественных началах в Липецком областном отделении политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") в силу п. 57 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не может быть отнесен к приносящему доход роду занятий, который должен быть указан в заявлении кандидата.
При этом, судами со ссылкой на п. 8 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, сделан вывод о том, что указание названных недостоверных сведений не может быть признано в качестве основания для отмены регистрации кандидата.
Между тем, установив, что сведения о размере и об источниках доходов, предоставленных Ушаковым А.В. в избирательную комиссию, не в полной мере соответствуют приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, признал незаконным и подлежащим отмене оспариваемое постановление ТИК Левобережного округа города Липецка в указанной части.
С упомянутыми выводами судов следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В силу п. 13 ст. 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 24 ст. 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п. 14.3 ст. 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно пп. "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Кроме того, вместе с заявлением, предусмотренным п. 2 вышеуказанной статьи, либо на основании п. 14.3 ст. 35 названного Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно примечанию к приложению N 1 сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу или несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Перечень оснований для отмены регистрации кандидата, закрепленный в п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является исчерпывающим.
Суды нижестоящих инстанций, проанализировав вышеуказанные законоположения, пришли к выводу о допущенных кандидатом Ушаковым А.В. нарушений, выразившихся в предоставлении недостоверных сведений относительно места своей работы и рода занятий. Однако, установив, что это обстоятельство федеральным законодателем расценивается исключительно как повод для направления избирательной комиссией в средства массовой информации сведений о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидатом в депутаты в этой части.
Вместе с тем, соглашаясь с доводами административного истца о том, что предоставленные в избирательную комиссию Ушаковым А.В. сведения о размере и об источниках доходов, не соответствуют приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что является существенным нарушением действующего законодательства и основанием для признания незаконным и отмены постановления территориальной избирательной комиссии, суды в подтверждение своих выводов указали на то, что избирательная комиссия должна располагать документами, необходимыми для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, позволяющими ей довести до избирателей достоверные сведения о кандидате, представленные при его выдвижении, в полном объеме.
Такой вывод согласуется с положениями ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а именно, для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, за источниками поступления средств в избирательные фонды, фонды референдума, за организацией учета этих средств и их использованием, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с п. п. 3 и 3.1 ст. 33 настоящего Федерального закона сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных п. 3.3 ст. 33 настоящего Федерального закона, создаются контрольно-ревизионные службы.
Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии организует проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей и источниках этих доходов, о расходах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов, в том числе об акциях, и об ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, об имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных п. 3.3 ст. 33 настоящего Федерального закона, об иных обязательствах имущественного характера.
Кроме того, судами отмечено, что в представленных сведениях о доходах за 2019 год кандидатом Ушаковым А.В. неправильно указан размер полученного дохода от продажи гранулятора (77 000 рублей вместо 78 700 рублей).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и полагает, что обжалуемые судебные решения являются законными и обоснованными; принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, с надлежащей оценкой доказательств по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб идентичны позиции административного истца и заинтересованного лица в судах нижестоящих инстанций, они являлись предметами рассмотрения судами и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных решениях, направлены, по своей сути, на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
Суд же кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левобережного районного суда города Липецка от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Шиловой ФИО14 ФИО4 и Ушакова ФИО15 - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в окончательном виде в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.