Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-742/2019 по иску Уровой А.Г. к администрации г. Пензы о признании отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, включении в список на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе Уровой А.Г. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 08 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 декабря 2019 года, заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г..Пензы, в котором просила признать постановление администрации г..Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке её на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязать ответчика включить её в список на получение благоустроенного жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что её мать Р.Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец неизвестен и был вписан в её свидетельство о рождении со слов матери. С момента смерти матери и до августа 2001 года её опекуном являлась бабушка Ж.Н.М... С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась воспитанницей детского "адрес", находилась на полном государственном обеспечении. С 2003 г..по 2006 г..она обучалась в "данные изъяты" N по профессии " "данные изъяты"", находилась на полном государственном обеспечении. По достижении 18-летнего возраста ей в нарушении действующего законодательства не было предоставлено жильё. В период нахождения под опекой и в детском доме она не была проинформирована о своих жилищных правах, из-за отсутствия информации не имела возможности до достижения 23-летнего возраста реализовать своё право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении к ответчику с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в постановке на учёт, поскольку она не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, поскольку достигла 23-летнего возраста. Считает, что она не утратила право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и право на включение в список на получение жилья.
Достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения её гарантированного, но нереализованного права на жильё и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ей жилое помещение. В настоящее время она не имеет жилья, и у нее отсутствует финансовая возможность для его приобретения.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 08 апреля 2019 г, с учётом определения этого же суда от 28 августа 2019 г. об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 декабря 2019 г, исковое заявление Уровой А.Г. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судебных инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Считает, что судами не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются У.Л.Г. и У.Г.О., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Ж.Н.М... освобождена от опекунских обязанностей в отношении несовершеннолетних правнуков ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Р.Р.Э., ДД.ММ.ГГГГ год рождения, проживающих по адресу: "адрес", ФИО1 и Р.Р.Э... направлены на полное государственное обеспечение в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за несовершеннолетними детьми закреплено право на жилую площадь по вышеуказанному адресу до их совершеннолетия.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась воспитанницей детского "адрес", находилась на полном государственном обеспечении.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в "данные изъяты" N "адрес" по профессии " "данные изъяты"", находилась на полном государственном обеспечении.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес". В указанной квартире также зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь ФИО1), с ДД.ММ.ГГГГ Р.Р.Э.о.
ДД.ММ.ГГГГ между МУ " "данные изъяты" "данные изъяты"" и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", жилая площадь - 25, 2 кв.м, комнаты 2, 4, члены семьи нанимателя: Р.Р.Э.о, У.В.С..
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что ФИО1 не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области".
Как следует из материалов дела, ФИО1 жилых помещений в собственности не имеет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области", исходил из того, что доказательств обращения Уровой А.Г. в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и отказа органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет, не представлено. К моменту обращения Уровой А.Г. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения её возраст превышал 23 года (Уровой А.Г. исполнилось 30 лет), при этом уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением о включении в список на получение жилого помещения (незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учёт нуждающихся в жилом помещении и т.п.), судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истцу на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и отказа органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении исполнилось 30 лет. Кроме того, Урова А.Г. обеспечена жильём по договору социального найма от 05 июля 2010 г, которое и было за ней закреплено в момент нахождения её в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о том, что Урова А.Г. не может проживать в указанном жилом помещении, материалы дела не содержат.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судебных инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 08 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Уровой А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.