Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тришкиной М.А.
судей Лемякиной В.М, Захарова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе к администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства
по кассационной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 03 марта 2020 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М, установила:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, Истец) обратился в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области (далее - ответчики) о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. Просил:
признать бездействие ответчиков по невыполнению санитарных правил, выразившихся в нарушении требований п.п.3.1, 3.2, 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" незаконным, - обязать ответчиков очистить от мусора территорию земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка, расположенного в границах городского округа город Нижний Новгород, ограниченного земельным участком с кадастровым номером: N с восточной стороны, земельным участком с N с северной стороны, земельным участком с кадастровым номером N с южной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с западной стороны;
- обязать ответчиков разработать и провести мероприятия по рекультивации загрязненной территории земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка, расположенного в границах городского округа город Нижний Новгород, ограниченного земельным участком с кадастровым номером: N с восточной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с северной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с южной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с западной стороны, - установить срок исполнения исковых требований.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 27 мая 2019 года исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе к Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, Администрации города Нижнего Новгорода об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворены частично. Постановлено: обязать Администрацию города Нижнего Новгорода очистить от мусора территорию земельного участка с кадастровым номером: N. Обязать Правительство Нижегородской области очистить от мусора территорию земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка, расположенного в границах городского округа город Нижний Новгород, ограниченного земельным участком с кадастровым номером: N с восточной стороны, земельным участком с N с северной стороны, земельным участком с кадастровым номером N с южной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с западной стороны.
Дополнительным решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 октября 2019 года бездействия ответчиков по невыполнению санитарных правил, выразившихся в нарушении требований п.п.3.1, 3.2, 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" признано незаконным. В удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков разработать и провести мероприятия по рекультивации загрязненной территории земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка с кадастровым номером: N, территорию земельного участка, расположенного в границах городского округа город Нижний Новгород, ограниченного земельным участком с кадастровым номером: N с восточной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с северной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с южной стороны, земельным участком с кадастровым номером: N с западной стороны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 03 марта 2020 года решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 27 мая 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе автор жалобы просит об отмене решения суда и апелляционного определения, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области выявлено, что напротив жилых домов N по "адрес" Автозаводского района г. Н.Новгорода осуществляется нецентрализованное складирование строительного мусора.
31 января 2018 года ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в адрес администрации Автозаводского района г. Н.Нивгорода вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований закона, а именно в отсутствии контроля за благоустройством территории земельного участка, расположенного напротив жилых домов "адрес", не обеспечение своевременной очистки от мусора данной территории.
Земельный участок площадью 13 657 кв.м напротив дома N по "адрес" в 200 м в западном направлении находится в собственности г. Нижнего Новгорода, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 27 января 2014 года.
На земельный участок в районе дома N по "адрес" (за храмом и разворотной площадкой транспорта) право собственности не разграничено.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является Нижегородская область.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является город Нижний Новгород.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений от 27 августа 2018 года, был произведен осмотр территории напротив дома N по "адрес" с восточной стороны, с западной стороны - земельный участок N, с северной стороны - храмовый комплекс, с южной стороны - земельный участок N. Осмотром установлено, что имеются свалки мусора (доски, кирпичи, остатки рубероида), навалы грунта, щебня, обломки железобетонных труб более 1 м.; на территории земельного участка с кадастровым номером N имеется грунт с обломками железобетона, территории земельного участка с кадастровым номером N имеется грунт с обломками асфальта, бетона, кирпича. На территории ограниченной жилым домом N по "адрес", храмовым комплексом ("адрес") и дорогой, ведущей к автоцентру имеются свалки мусора, навалы земли с обломками бетона, асфальта, кирпича.
Согласно протоколу лабораторных испытаний почвы N от 30 августа 2018 года производился отбор песчаной и супесчаной почвы с территории земельного участка, расположенного на расстоянии 150 м напротив "адрес" - от дороги дамбы в 20м к югу патогенным микроорганизмов не обнаружено, показатели микроэлементов в пределах ПДК.
По факту отсутствия контроля за благоустройством территории земельного участка, расположенного напротив жилых домов "адрес" и не обеспечения временной очистки от мусора ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода выносилось предостережение о недопустимости нарушения требований закона и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указано извещение о проведении электронного аукциона по определению подрядчика на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Автозаводского района г. Н. Новгород в 2018 году, территория в районе "адрес" входит в адресный перечень выполнения работ по данному контракту.
Электронный аукцион по определению подрядчика признан несостоявшимся.
15 сентября 2018 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Автозаводского района г. Н.Новгород, в соответствии с которым очищена территория, ограниченная "адрес".
При проведении в ходе судебного разбирательства комиссионного обследования территории, ограниченной "адрес" установлено наличие несанкционированных свалок твердых отходов.
Актом осмотра земельных участков от 23 мая 2019 года установлено:
- при осмотре земельного участка с кадастровым номером: N установлено, что имеются у болота остатки бетона, строительного мусора, крошки асфальта, - при осмотре земельного участка с кадастровым номером N обнаружен фрагмент асфальто-бетонной плиты, грунт загрязненный кусками бетона, осколками асфальта, - при осмотре земельного участка, расположенного в границах городского округа Нижний Новгород, ограниченного земельными участками с кадастровыми номерами - N с восточной стороны, N с северной стороны, N с южной стороны, N с западной стороны установлено, что вдоль грунтовой дороги имеются остатки строительного мусора (крошка бетона, фрагменты бетонной плиты, бой кирпича, щебень, фрагмент асбестовой трубы). Грунт загрязнен строительным мусором.
Нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в результате размещения несанкционированных свалок, послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции РФ, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 10, 11, 39, 51, 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 2, 4, 8, 11, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 1, 16 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", на основании исследованных доказательств, признав подтвердившимся факт наличия несанкционированных свалок на территории г. Нижнего Новгорода, удовлетворил исковые требования в части, возложив на ответчиков обязанность по организации работ по очистке земельных участков от мусора, в соответствии с принадлежностью земельных участков.
При этом суды исходили из того, что доказательств принятия ответчиками достаточных мер по ликвидации выявленных нарушений, не представлено.
В соответствии с требованиями вышеприведённых норм права к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является Нижегородская область. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является город Нижний Новгород.
В результате бездействия ответчиков в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушается действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Проверяя законность судебных постановлений в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции учитывает, что доводы жалобы о том, что правительство Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, являлись предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку правительство Нижегородской области, как орган исполнительной власти субъекта Нижегородская область, обязано осуществлять контроль за благоустройством территории земельного участка, обеспечением очистки его от мусора. Наличие иных органов исполнительной власти входящих в систему исполнительных органов государственной власти Нижегородской области не освобождает Правительство от данной обязанности, поскольку Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти области.
Выводы судов о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является Нижегородская область, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и автором жалобы не опровергнут.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 03 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Нижегородской области без удовлетворения.
Председательствующий подпись М.А. Тришкина
Судьи подписи В.М. Лемякина
В.В. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.