Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Тарасовой С.М, Разуваева А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области к Божко Т.А. об обязании сохранить объект культурного наследия
по кассационной жалобе Божко Т.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 21 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М, посредством веб-конференции выслушав объяснения адвоката Гапонова А.А, действующего по доверенности от 20 июля 2020 г. в интересах Божко Т.А. и поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области по доверенности от 18 ноября 2019 г. Кочетовой И.А, судебная коллегия
установила:
Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, обратившись в суд, и уточнив исковые требования, просило обязать Божко Т.А. осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем" посредством реставрации в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
получить в органе охраны объектов культурного наследия Брянской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем";
заключить договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем" посредством реставрации, с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
представить на согласование в орган охраны объектов культурного наследия Брянской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем" посредством реставрации, получившую положительные заключения государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя независимыми экспертами, а также государственной экспертизы проектной документации;
заключить договор на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем" с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории (культуры) народов Российской Федерации;
представить в орган охраны объектов культурного наследия Брянской области отчетную документацию о выполненных реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем".
В иске указало, что нежилое здание (лечебный корпус с мезонином и холодной пристройкой), общей площадью 717, 2 кв.м по адресу: "адрес", - является объектом культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем", включенным в перечень памятников архитектуры и градостроительства, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, на основании решения малого совета Брянского городского Совета народных депутатов от 17 февраля 1993 г. В рамках осуществления контрольных мероприятий за состоянием объекта культурного наследия "Усадьба Баженова с флигелем" установлен факт его окончательного разрушения до фундамента.
Указанный объект (нежилое здание) на основании договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от 19 мая 2017 г. приобретен Божко Т.А. в собственность. Ответчик была ознакомлена с обременениями и ограничениями, установленными Постановлением администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. в части расположения земельного участка по названному выше адресу в зоне регулирования застройки (ЗР3-3), а объекты недвижимости, находящиеся в указанной зоне, являются учетными зданиями ценной исторической застройки, снос которых запрещен.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 февраля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 августа 2019 г, исковые требования Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области удовлетворены.
В кассационной жалобе Божко Т.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения малого совета Брянского городского Совета народных депутатов от 17 февраля 1993 г. N "Об утверждении перечня "Правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры", нежилое здание (лечебный корпус с мезонином и холодной пристройкой) общей площадью 717, 2 кв.м с кадастровым N по адресу: "адрес", - ("Усадьба Баженова с флигелем"), включено в перечень памятников архитектуры и градостроительства г. Брянска.
5 августа 1997 г. главным врачом Брянского областного кожвендиспансера подписано охранное обязательство по использованию объекта недвижимого имущества - памятника истории и культуры "Усадьба Баженова с флигелем", в соответствии с которым приняты обязательства использовать памятник под цели, обеспечивающие сохранность памятника.
6 апреля 1999 г. между Комитетом по управлению госимуществом Брянской области и государственным учреждением здравоохранения "Брянский областной кожно-венерологический диспансер" заключен договор о закреплении находящегося в государственной собственности имущества за государственным учреждением здравоохранения "Брянский областной кожно-венерологический диспансер" на праве оперативного управления.
Постановлением Брянской городской администрации от 29 мая 2002 г. N85 ГУЗ "Брянский областной кожно-венерологический диспансер" в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 5465 кв.м для использования под здание лечебно-профилактического назначения по названному выше адресу в установленных границах.
На основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 14 июня 2013 г. N1633 имущество, согласно приложению, в том числе лечебный корпус с мезонином и холодной пристройкой общей площадью 717, 2 кв.м изъято из оперативного управления ГБУЗ "Брянский областной кожно-венерологический диспансер" (пункт 1) и включено в состав имущества казны Брянской области (пункт 2).
В соответствии с приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 21 января 2014 г. N104 названный объект недвижимости приватизирован. В приказе указано, что приватизируемое имущество находится в охранной зоне объектов культурного наследия (зона регулирования застройки) ЗРЗ-3, в соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. N 884, при отчуждении указанных объектов предусмотреть ограничения и обременения, связанные с требованием охраны объектов культурного наследия.
Согласно протоколу об итогах приватизации государственного недвижимого имущества посредством публичного предложения от 14 марта 2014 г, победителем признано ООО "Фабрика Плюс".
31 марта 2014 г. между Управлением имущественных отношений Брянской области (продавец) и ООО "Фабрика Плюс" (покупатель) заключен договор купли-продажи указанного имущества, находящегося в собственности Брянской области. Согласно договору, покупатель обязуется использовать приватизируемые объекты в соответствии с требованиями, установленными постановлением администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. N884, применяемыми к объектам культурного наследия (зона регулирования застройки ЗРЗ-3).
19 мая 2017 г. между ООО "Фабрика Плюс" (продавец) и Божко Т.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи, в том числе указанного выше объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 6.2 договора покупатель ознакомлен с обременениями и ограничениями, установленными постановлением Администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. N 884, в части их распространения на земельный участок с кадастровым N.
В соответствии с указанным постановлением, в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не допускается снос исторических зданий, относящихся к категории учетных зданий исторической застройки, за исключением разборки ветхих и аварийных, в соответствии с установленным порядком и заключением историко-культурной экспертизы.
В настоящее время собственником лечебного корпуса с мезонином и холодной пристройкой, расположенного по адресу: "адрес", - является Божко Т.А.
Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия "адрес", которое является уполномоченным государственным органом в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Брянской области, в рамках осуществления контрольных мероприятий 30 августа 2017 г. был установлен факт проведения работ по разрушению указанного объекта, а именно: снос южной стены, разбор стропильной системы здания, а также отсутствие оконных и дверных заполнений.
ГБУК "Брянский областной центр историко-культурного наследия" 9 сентября 2017 г. осмотрел названный объект культурного наследия и установилфакт его разрушения, снос главного дома усадьбы, снос пристроенного к флигелю входного тамбура из силикатного кирпича, утраты главного дома усадьбы, а также целостности самой усадьбы.
В соответствии с данными технического обследования ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 21 января 2019 г, на земельном участке лечебный корпус с мезонином и холодной пристройкой разрушен и частично снесен. Процент износа: фундамент -90 %, стены- 90%, перекрытие, крыша, полы, проемы, внутренняя отделка, санитарные и электротехнические устройства-100%.
Вместе с тем, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Зубова Е.М. пояснила, что в рассматриваемом случае возможно именно сохранение объекта культурного наследия посредством реставрации с учетом обозначенного истцом порядка работ по сохранению, так как объект не является утраченным, определена территория объекта, его границы, частично сохранился материал объекта, имеются научные данные об объекте и предмет его охраны. Полная физическая утрата объекта не установлена, объект из соответствующего реестра не исключен, на кадастровом учете состоит, в связи с чем возможность сохранения объекта посредством реставрации не утрачена.
Надлежаще оценив представленные доказательства, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал, что у Божко Т.А. возникла обязанность по выполнению охранного обязательства с момента перехода к ней права владения указанным объектом, т.е. с 19 мая 2017 г.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации", признали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит выводы судебных инстанций подробно мотивированными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Судебными инстанциями были проверены и отклонены как неподтвержденные представленными в материалы дела доказательствами доводы стороны ответчика о том, что охранное обязательство является ничтожной сделкой, что указанные выше обязанности у Божко Т.А. возникли с момента направления ей 18 декабря 2017 г. охранного обязательства, что ответчик при заключении договора купли-продажи не была ознакомлена с обременениями и ограничениями в отношении названного объекта культурного наследия.
Учитывая правовую природу охранного обязательства, Божко Т.А. должна была соблюдать ограничения по использованию памятника архитектуры в целях сохранения имущества, находящегося у неё во владении и являющегося объектом особой охраны, исполняя при этом публичную обязанность, конкретизированную в этом документе.
Также судебными инстанциями признан несостоятельным довод о том, что спорный объект культурного наследия был включен в Единый государственный реестр только в 2017 году, а до этого никаких предусмотренных законом мер к сохранению объекта уполномоченными органами не принималось.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Баженова с флигелем", конец XVIII в. (Брянская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N138315-р, названный объект зарегистрирован и ему присвоен регистрационный номер.
При этом названный памятник архитектуры был принят на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР решением малого совета Брянского городского Совета народных депутатов от 17 февраля 1993 г, в связи с чем он является отнесенным к объектам культурного наследия, включенным в реестр. Кроме того, предоставление соответствующих сведений для регистрации объекта культурного наследия в реестре в равной степени возложено законодателем как на региональный орган охраны объектов культурного наследия, так и на собственника или иного законного владельца объекта.
Также предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций были доводы стороны ответчика о невозможности сохранения спорного объекта недвижимости ввиду его утраты.
Отклоняя его, судебные инстанции правомерно указали, что полная физическая утрата объекта не установлена, объект из соответствующего реестра не исключен, на кадастровом учете состоит, в связи с чем возможность сохранения объекта посредством реставрации не утрачена.
При изложенных обстоятельствах вывод судебных инстанций о возложении обязанности на Божко Т.А, как на собственника объекта культурного наследия, по осуществлению работ по сохранению памятника архитектуры, является правомерным, согласуется с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны ответчика при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в судебных постановлениях.
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, произвольное толкование норм материального права в силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 21 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 августа 2019 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Божко Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.