Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Рыжова Ивана Петровича на постановление начальника ИФНС России по г. Кургану от 15 октября 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 19 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР Л" Рыжова Ивана Петровича, установил:
постановлением начальника ИФНС России по г. Кургану N 45011926211392800003 от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2019 года и решением судьи Курганского областного суда от 19 декабря 2019 года, руководитель ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР Л" (далее - ООО "ЛИДЕР Л") Рыжов И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Рыжов И.П. просит об отмене указанных актов, прекращении производства по делу.
ИФНС России по г. Кургану, уведомленная о подаче жалобы, возражения не направила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением N6 от 04 апреля 2019 года принято решение ликвидировать ООО "ЛИДЕР Л", а также назначить на должность руководителя ликвидационной комиссии Рыжова И.П. 05 августа 2019 года в ИФНС России по г. Кургану руководителем ликвидационной комиссии Рыжовым И.П. были представлены документы в связи с ликвидацией юридического лица: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N16001, решение N7 от 01 августа 2019 года, ликвидационный баланс от 01 августа 2019 года, чек-ордер от 05 августа 2019 года. При этом руководителем ликвидационной комиссии путем подписания заявления по форме Р16001 подтверждено, что соблюден установленный федеральными законами порядок ликвидации юридического лица, завершены расчеты с кредиторами, вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами, что вносимые сведения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Подпись руководителя ликвидационной комиссии общества в заявлении заверена нотариально.
При осуществлении последующего контроля за достоверностью представленных в регистрирующий орган сведений протоколом проверки на наличие документа, подтверждающего представление в орган ПФР сведений, поступивших в электронном виде в УПФР в г. Кургане по каналам систем межведомственного электронного взаимодействия, установлено, что отсутствует документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В связи с тем, что руководителем ликвидационной комиссии ООО "ЛИДЕР Л" Рыжовым И.П. подтверждено, что соблюден установленный порядок ликвидации, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с государственными органами в установленных законом случаях, при этом сведения, установленные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на дату представления ликвидационного баланса, не представлялись, в связи с чем, в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя ликвидационной комиссии ООО "ЛИДЕР Л" Рыжова И.П. к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные по делу обстоятельства, подтверждены исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с оценкой доказательств, а также с выводами должностного лица и судебных инстанций, относительно установленных на их основании обстоятельств, не имеется.
Обстоятельства того, что сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации руководителем ликвидационной комиссии Рыжовым И.П. не представлялись, установлены и сомнений не вызывают, по существу заявителем не оспариваются.
Факт того, что в заявлении о государственной регистрации Рыжов И.П. своей подписью заверил, что вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами подтверждается материалами дела.
Доводы жалобы о том, что недостоверные сведения о юридическом лице не подавались, несостоятельны. В данном случае само заявление содержит недостоверные сведения о том, что вопросы ликвидации юридического лица согласованы. Действия Рыжова И.П. при подаче заявления, где указано о согласовании вопросов ликвидации, при том, что обязательные сведения в ПФР не представлялись, обоснованно оценены как недостоверные, и в связи с наличием признаков объективной стороны административного правонарушения правильно квалифицированы по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие обязанности непосредственно у заявителя представлять такие сведения в силу возможности получения таких сведений по межведомственному запросу, обстоятельство того, что представление таких сведений осуществляется и в рамках текущей регулярной деятельности юридического лица, а не при ликвидации юридического лица, вины Рыжова И.П. не исключает.
Доводы жалобы о том, что территориальные органы ПФР не относятся к числу государственных органов, с которыми требуется согласовывать вопросы ликвидации юридического лица, были предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
ПФР и его территориальные органы составляют единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, наделены публично-властными полномочиями, в том числе по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
То обстоятельство, что при государственной регистрации необходимо представление информации (либо ее получение в дальнейшем в порядке межведомственного взаимодействия) о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", прямо подтверждает, что при регистрации ликвидации данные сведения имеют значение для осуществления регистрации.
Доводы об отсутствии обязанности представлять сведения в органы ПФР при ликвидации, а также об отсутствии обязанности согласовывать вопросы ликвидации с органами ПФР являются необоснованными.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при ликвидации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Указанная норма возлагает на страхователя представление таких сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации до дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Изложенное свидетельствует, что ПФР и его территориальные органы относятся к числу органов, вопросы ликвидации с которыми должны быть согласованы, о чем в настоящем случае Рыжовым И.П. поданы недостоверные сведения. Несогласие с этим вызвано ошибочным толкованием заявителем норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства указывают и на событие административного правонарушения, и на вину Рыжова И.П. в совершении административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Рыжова И.П, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что при составлении протокола в отношении Рыжова И.П. ему не были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. То обстоятельство, что запись об этом (с перечислением прав) расположена после описания в протоколе события административного правонарушения и иных необходимых сведений, на факт неразъяснения прав не указывает, как не свидетельствуют об этом и сделанные Рыжовым И.П. записи в объяснении к протоколу и соответствующей строке протокола после перечисления разъясненных прав. Копия протокола Рыжовым И.П. получена. Имеющаяся запись в тексте протокола с перечислением прав указывает на то, что с положенными ему правами Рыжов И.П. имел возможность ознакомиться и ознакомился.
Оснований полагать о наличии в протоколе существенных недостатков, влекущих его недопустимость, не имеется.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела соблюдены, по делу установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Рыжова И.П. не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оно соответствует требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении судьями дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, дана объективная и мотивированная оценка доводам жалоб.
При пересмотре дела по жалобам на постановление в городском и областном суде Рыжов И.П. извещался надлежащим образом, принимал участие в судебном заседании в суде первой инстанции, обосновывая свою позицию по делу, в судебном заседании в областном суде участия не принимал, распорядившись правом по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника ИФНС России по г. Кургану N 45011926211392800003 от 15 октября 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 19 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР Л" Рыжова Ивана Петровича оставить без изменения, жалобу Рыжова Ивана Петровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.