Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Королевой В.П. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 мая 2019 года, юридическое лицо - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска (далее также - ДЖКиСК, департамент) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Королева В.П. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из положений пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Одним из видов снежной скользкости является уплотненный снег, снежный накат, под которым понимается слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах - пешеходами или механизированной уборкой.
Срок устранения зимней скользкости на автомобильных дорогах IV категории составляет 6 часов и отсчитывается с момента ее обнаружения. Моментом обнаружения зимней скользкости в силу пункта 3.5 ГОСТ Р 50597-2017 является дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.
В силу положений статьи 13 и 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений.
Решением Думы города Югорска от 25.04.2017 N 39 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, согласно которому департамент является одновременно юридическим лицом и отраслевым органом администрации города Югорска, к задачам которого относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 11 января 2019 года в 17 часов 20 минут в ходе повседневного надзора за эксплуатационным состоянием и качеством содержания улично-дорожной сети города Югорска, а также в ходе обследования дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки в зимнем содержании автомобильных дорог, в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части автомобильной дороги с твердым покрытием по улице Садовая г. Югорска имеется зимняя скользкость (снежный накат, уплотненный слог снега) по всей проезжей части дороги, по краям и в центре; в нарушение пункта 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 в районе дома N55 А по ул. Садовая при формировании снежного вала допущено перемещение снега на тротуар.
При этом наличие снежного наката, уплотненного снега на покрытии проезжей части дороги по ул. Садовой также были зафиксированы 10 и 12 января 2019 года.
В связи с изложенным обстоятельствами в отношении ДЖКиСК, как лица, на которое возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Югорска и обеспечению безопасности дорожного движения на них, составлен протокол, которым вменено в вину несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения, что выразилось в нарушении пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пунктов 8.1 и 8.6 ГОСТ Р 50597-2017.
При рассмотрении дела мировым судьей из общего объема вмененных нарушений исключено нарушение пункта 8.6 ГОСТ Р 50597-2017, в силу недоказанности факта перемещения валов на тротуар в районе дома N55 по ул. Садовая при формировании снежного вала, в остальном мировой судья счел вину ДЖКиСК в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленной.
Фактические обстоятельства несоблюдения ДЖКиСК требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 18.01.2019 (л.д.4-5); рапортом должностного лица от 18.01.2019 (л.д.6), актом проверки улично-дорожной сети г. Югорска от 10.01.2019 (л.д.10), актом проверки улично-дорожной сети г. Югорска от 11.01.2019 (л.д.11), фототаблицей к акту от 11.01.2019 (л.д.12-14), актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП (л.д.15), фототаблицей к акту проверки дорожных условий на месте ДТП (л.д.16-18), рапортами должностных лиц по факту ДТП (л.д.27, 28), Положением ДЖКиСК (л.д.42-46), Уставом города Югорска (л.д.47-90), видеозаписями и фотоматериалом на CD-диске (л.д.93), рапортом должностного лица (л.д.97-98), а также иными материалами, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае на ДЖКиСК возложено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в силу чего при выявленном нарушении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вмененные департаменту нарушения выявлены в ходе осуществления уполномоченными должностными лицами надзора за дорожным движением, в связи с выявленными недостатками составлен акт, в котором зафиксированы нарушения.
Само наличие зимней скользкости (снежный накат, уплотненный слой снега) на проезжей части автомобильной дороги с твердым покрытием по улице Садовая г. Югорска 11 января 2019 года в 17 часов 20 минут каких - либо сомнений не вызывает, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости. При имеющихся достоверных сведениях о наличии зимней скользкости на данном участке дороги 10 января 2019 года, об отсутствии осадков в период 10-11 января 2019 года, бездействие департамента, допустившего нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 по истечении сроков, указанных в таблице 8.1, указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Довод том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность отнесения спорной дороги к автомобильным дорогам общего пользования, на которые распространяются требования ГОСТ Р 50597-2017, был предметом рассмотрения судьи районного суда при пересмотре дела по жалобе, и обоснованно, с учетом положений статей 3 и 5 Закона N 257-ФЗ, отклонен.
Из положений частей 2 и 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
По общему правилу части 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа.
Частью 18 статьи 5 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для целей ГОСТ Р 50597-2017 категории дорог приняты в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
В силу пунктов 4 и 5 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767, автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: общего числа полос движения; ширины полосы движения; ширины обочины; наличия и ширины разделительной полосы; типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, где приведены конкретные параметры элементов автомобильной дороги.
Улица Садовая в г. Югорске предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, в связи с чем относится к дорогам общего пользования местного значения.
Согласно пункту 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги в отношении автомобильной дороги местного значения осуществляется органом местного самоуправления по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги (в данном случае в связи с осуществлением дорожной деятельности отраслевым органом администрации - ДЖКиСК). С учетом запроса административного органа о предоставлении сведений о категориях дорог (л.д.99) и ответа на него от самого лица, в отношении которого ведется производство по делу (л.д.100), каких-либо данных, опровергающих допустимость применения к спорному участку дороги требований ГОСТ Р 50597-2017, заявителем не представлено.
Руководствуясь основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог должностное лицо, составившее протокол, как следует из его рапорта (л.д.97-98), правомерно отнес дороги в границах муниципального образования город Югорск к IV категории. С учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе фотоматериалов, видеоматериалов, оснований сомневаться, что ул. Садовая в г. Югорске относится к IV категории, и на нее распространяются требования ГОСТ Р 50597-2017 (в том числе пункта 8.1 и таблицы 8.1), не имеется.
Доводы жалобы о возможном формировании уплотненного снежного покрова, допускаемым ГОСТ Р 50597-2017, с иными сроками устранения дефектов данного уплотненного снежного покрова, не указывают на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательств специально сформированного уплотненного слоя снега, устраиваемого для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года, на ул. Садовой в г. Югорске не представлено. Имеющиеся материалы (фотоматериалы, видеозаписи) указывают на наличие зимней скользкости, а не специально сформированного уплотненного снежного покрова.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ДЖКиСК является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, при этом департамент не принял все необходимые меры по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению ДЖКиСК возложенных на него законом обязанностей, в дело не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен при надлежащем уведомлении в присутствии защитника уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Защитнику разъяснены права, правом выразить несогласие с вмененным нарушением защитник воспользовался.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело рассмотрено с соблюдением правил территориальной подсудности.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей соответствует санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда ДЖКиСК извещен надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие защитник, возможности обосновывать позицию по делу, заявлять ходатайства лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска оставить без изменения, жалобу защитника Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Королевой В.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.